Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Страница 12

Руководство игрой предполагает естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринужденность, удовольствие ребенка от игры. Это способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами и действиями.

Для воспитателя важен доигровой этап. Его цель — выярчть игровые предпочтения детей, создать эколого-игровую среду, обеспечить формирование экологических знаний, необходимых для содержательной игры.

Созданная нами система предполагает наличие корректирующего блока.

Русский толковый словарь трактует понятие «корректировать» как вносить поправки частично.

Корректирующая работа базируется на целенаправленной помощи детям с низким и средним уровнями сформированности экологической культуры.

Основная роль в корректировке процесса отводится педагогу, который:

поможет организовывать эколого-игровое пространство;

будет создавать эмоционально-положительный настрой, который вызовет у детей интерес к игре;

с помощью этюдов и упражнений поможет детям моделировать экологические сюжеты (по картинкам, отражающим жизнь природы);

окажет помощь в затруднительных ситуациях (забывание сюжета, его трансформация, смешение ролей, деструктивное направление игры, трудности в ее завершении и т.п.;

направит завершение игры на гуманное разрешение проблемы и эмоциональную разрядку детей.

«Педагогика сотрудничества» поможет воспитателю оказаться «внутри игровых ситуаций», возникающих в режиссерской игре детей, представить соответствующие действия и переживания детей, а затем адекватно их оценить с педагогической точки зрения.

Работа корректирующего блока также направлена на:

преодоление трудностей поведения дошкольников (непоседливость, вспыльчивость, агрессивность, замкнутость);

развитие эмоциональной сферы ребенка (умение правильно передавать и понимать эмоции других объектов, адекватно, эмоционально реагировать в проблемных ситуациях);

социальные навыки поведения.

Предложенная нами система содержит также и результативный блок, который предполагает характеристики уровней сформированности основ экологической культуры у старших дошкольников, разработанные на основе выделенных критериев.

Анализ научной литературы позволил прийти к выводу, что результативным аспектом реализации разработанной нами системы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников в игровой деятельности может стать изменение уровня сформированности экологической культуры. Результативный блок нашей системы подразумевает выявление определенных параметров при определении уровней сформированности основ экологической культуры у дошкольников:

База знаний: полнота знаний - объем, количество знаний, мера соответствия знаний разделу программы.

Мыслительные процессы: анализ - умение находить причины наблюдаемых в природе явлений.

Эмоционально-ценностное развитие: интерес к природе, желание и намерение реализовать свои потребности в поступках; эмоциональное отношение к природе и природным явлениям.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

Теоретико-методологической основой нашего исследования являются системный, культурологический и деятельностный подходы.

Формирование основ экологической культуры средствами игровой деятельности осуществляется на основе разработанной нами системы, включающей следующие блоки: целевой, организационно-содержательный, процессуальный, корректирующий и результативный.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13

Похожие публикации:

Содержание и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
В дошкольный возраст ребенок вступает, достаточно хорошо ориентируясь в привычной среде, умея обращаться со множеством доступных ему общественных предметов. В этот период его начинают интересовать вещи, выходящие за рамки конкретной наличной ситуации. Расширяются круг общения ребенка и круг его инт ...

Анализ взаимосвязи сформированности неречевых и речевых функций у детей изучаемой группы
Речь ребёнка формируется под влиянием взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллель ...

Развитие способностей школьников
В музыкальной педагогике накоплен большой отечественный и зарубежный опыт развития музыкальных способностей младших школьников. Обратимся в своем исследовании к опыту развития музыкальных способностей таких видных педагогов-музыкантов как Карл Орф, В.С. Попов, Л.Г. Дмитриева и др. Особое внимание з ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru