Интегративность - это результат, получаемый от взаимодействия элементов;
наличие функциональных характеристик системы в целом и его компонентов;
целеустремленность системы. Каждая система создается для достижения определенной цели. Данное свойство специфично для биологических и особенно социальных систем;
наличие коммуникативных свойств, которые проявляются в 2-х формах:
во взаимодействии с внешней средой (природно-экологическая среда);
во взаимодействии с системами - суб, супер, т.е. более низкого или высокого порядка;
наличие историчности, преемственности или связи прошлого, настоящего и будущего в системе и ее компонентах;
наличие управления;
Таким образом, под «системой» целесообразно понимать как целеустремленную целостность взаимосвязанных элементов, имеющих новые свойства (интегративные) отсутствующие у каждого из них, связанную с внешней средой.
Дальнейшее рассмотрение вопроса о «системе» и ее признаках, привело нас к осознанию необходимости определения понятия «педагогическая система».
В «Советском энциклопедическом словаре» «педагогическая система» трактуется как «социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой, ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности».
Педагогические системы представляют собой виды социальных систем.
С точки зрения А.М.Прохорова: «педагогические системы являются открытыми, т.к. между ними и окружающей действительностью происходят информационные процессы. Следует отметить их динамичность, проявляющуюся в постоянной изменчивости».
Понятие «педагогическая система» введено в научный оборот Н.В.Кузьминой в 1970 г. В ее исследовании педагогическая система представлена как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.
В контексте нашей проблемы исследования актуальным становится определение «педагогической системы», сформированное Н.О.Яковлевой. Педагогическая система это «система, в которой реализуется тот или иной аспект педагогического процесса», «как совокупности последовательных действий педагога и обучающегося с целью образования и формирования личности последнего». В рамках нашего исследования мы будем придерживаться именно этого толкования категории «педагогическая система».
Опираясь на созданное понятийное пространство работы, системный, культурологический и деятельностный подходы, мы считаем целесообразным представить разработанную систему формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности и теоретически ее обосновать (рис. 5).
Опираясь на мнение Г.С.Серикова, который считает, что системы обладают определенными признаками, мы полагаем, что разрабатываемая нами система характеризуется следующими признаками:
целостностью, поскольку каждый элемент системы находится в тесной взаимосвязи со всеми элементами внутри системы, вступает в образование целостности, но не сводится к ней;
динамичностью, так как содержание исех компонентов системы может меняться;
линейно-возвратным характером, выражающимся в обратной оперативной связи, призванной корректировать полученные результаты.
Практические аспекты организации и проведения
современного урока ФК в школе
Хорошая подготовка учителя к урокам – залог успешного их проведения. Подготовку к урокам учитель начинает задолго до начала учебного года. Он внимательно знакомится с программным материалом, продумывает последовательность его изучения. Много внимания учитель уделяет планированию программного матери ...
Особенности
психомоторного развития детей раннего возраста
Психомоторное развитие детей младенческого возраста (от рождения до года). Моторное развитие младенцев. Уже с первых дней рождения ребенок является не просто «реагирующим аппаратом», но существом, обладающим хотя и очень диффузной, но все же своей индивидуальной психической жизнью. У него имеются п ...
Особенности развития речи в младшем школьном
возрасте
Речь – продукт социального развития. Речь – это процесс общения людей посредством языка, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смыс ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.