Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Страница 8

Интегративность - это результат, получаемый от взаимодействия элементов;

наличие функциональных характеристик системы в целом и его компонентов;

целеустремленность системы. Каждая система создается для достижения определенной цели. Данное свойство специфично для биологических и особенно социальных систем;

наличие коммуникативных свойств, которые проявляются в 2-х формах:

во взаимодействии с внешней средой (природно-экологическая среда);

во взаимодействии с системами - суб, супер, т.е. более низкого или высокого порядка;

наличие историчности, преемственности или связи прошлого, настоящего и будущего в системе и ее компонентах;

наличие управления;

Таким образом, под «системой» целесообразно понимать как целеустремленную целостность взаимосвязанных элементов, имеющих новые свойства (интегративные) отсутствующие у каждого из них, связанную с внешней средой.

Дальнейшее рассмотрение вопроса о «системе» и ее признаках, привело нас к осознанию необходимости определения понятия «педагогическая система».

В «Советском энциклопедическом словаре» «педагогическая система» трактуется как «социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой, ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности».

Педагогические системы представляют собой виды социальных систем.

С точки зрения А.М.Прохорова: «педагогические системы являются открытыми, т.к. между ними и окружающей действительностью происходят информационные процессы. Следует отметить их динамичность, проявляющуюся в постоянной изменчивости».

Понятие «педагогическая система» введено в научный оборот Н.В.Кузьминой в 1970 г. В ее исследовании педагогическая система представлена как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

В контексте нашей проблемы исследования актуальным становится определение «педагогической системы», сформированное Н.О.Яковлевой. Педагогическая система это «система, в которой реализуется тот или иной аспект педагогического процесса», «как совокупности последовательных действий педагога и обучающегося с целью образования и формирования личности последнего». В рамках нашего исследования мы будем придерживаться именно этого толкования категории «педагогическая система».

Опираясь на созданное понятийное пространство работы, системный, культурологический и деятельностный подходы, мы считаем целесообразным представить разработанную систему формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности и теоретически ее обосновать (рис. 5).

Опираясь на мнение Г.С.Серикова, который считает, что системы обладают определенными признаками, мы полагаем, что разрабатываемая нами система характеризуется следующими признаками:

целостностью, поскольку каждый элемент системы находится в тесной взаимосвязи со всеми элементами внутри системы, вступает в образование целостности, но не сводится к ней;

динамичностью, так как содержание исех компонентов системы может меняться;

линейно-возвратным характером, выражающимся в обратной оперативной связи, призванной корректировать полученные результаты.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Похожие публикации:

Сенсорные эталоны как средство формирования экологических представлений дошкольников
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст н ...

Анализ результатов экспериментальной работы по устранению нарушения звукопроизношения у детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста
1. Оценим, как отразились регулярные занятия с логопедическим массажем на развитии двигательной функции артикуляционного аппарата и мимической моторики. Представим данные наглядно по экспериментальной группе на рисунке № 5. Таблица №5 Исследование состояния мимической мускулатуры в покое и динамике ...

Выявление уровня знаний по математике у учащихся испытуемого класса
Исследование проводилось на базе 3 «А» класса СШ№43 г. Могилева. В эксперименте принимало участие 19 учеников. Для достижения поставленных целей, исследование проводилось в несколько этапов: Проведение входного теста для получения сведений об исходном уровне знаний учащихся. Использование разноуров ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru