Творческий процесс, выражающийся в способности преобразовывать окружающий мир, создавать что-то новое, берет свое начало в дошкольном детстве. Творческие способности у детей проявляются не только в техническом и художественном творчестве, но и в игровой деятельности. Во время игры развиваются познавательные процессы, объединяющиеся в единую деятельность.
Творческо-деятельностный компонент определяет в рамках нашего исследования деятельность ребенка по отношению к окружающему животному и растительному миру, умения и навыки природосообразного поведения.
В русском толковом словаре «процесс» трактуется как «ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего нибудь».
В процессуальном блоке разработанной нами системы режиссерская игра рассматривается как средство формирования основ экологической культуры у старших дошкольников.
Процесс режиссерской игры представляет собой последовательную реализацию этапов освоения ребенком позиции субъекта режиссерской игры, который позволит личности:
проявить активность (разыгрывание экологических сюжетов);
творить (создавать игровые образы, развивать экологические сюжеты по ходу игры);
создавать собственный стиль осуществления игровой деятельности.
Рассмотрим педагогические условия, необходимые для реализации
методики формирования основ экологической культуры у старших дошкольников в режиссерской игре.
В философии термин «условие» трактуется как категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Условия составляют ту среду, обстановку, в которой явление или процесс возникает, существует и развивается.
Педагогическими условиями мы называем те обстоятельства, которые могут или способствовать достижению цели или, напротив, тормозить ее достижение.
Режиссерская игра как средство формирования основ экологической культуры будет эффективно реализовываться и развиваться только при наличии определенного комплекса педагогических условий.
В комплекс педагогических условий входят:
создание эколого-игровой среды;
руководство игрой;
формирование умения сюжетосложения, ролевого взаимодействия и мотивации на творчество.
Игра как процесс, развивающая творческие способности ребенка, начинается в созданной игровой среде. Педагоги организуют условия для обогащения детей впечатлениями, которые они будут использовать в игре: чтение вместе с детьми книг о природе, прослушивание аудиозаписей голосов природы, рассматривание альбомов и книг о жизни различных живых существ, обращение внимания детей на деятельность человека в природе.
Важно создавать условия и для развития творческой активности детей в игре. Использование в режиссерской игре не только стихотворений, но и проблемных ситуаций на экологические сюжеты позволяет избежать воспроизведения детьми однообразных действий и приемов. Детям предоставляют возможность выбора (сюжета, партнеров, игрушек), их необходимо поощрять к импровизации (придумыванию своих сюжетов, смене и совмещению ролей).
На всех этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, в которой они будут использовать все доступные им игровые средства, взаимодействовать друг с другом.
Воспитатель может дать детям образцы общения человека с миром природы, эталоны эмоциональных проявлений, внимательно следить за реакциями детей и пытаться направлять их коммуникации, способствуя адекватному и эмоциональному режиссированию в процессе игры.
Формирование умений и навыков по ручной обработке материалов
Каждая трудовая операция имеет свои особенности. Поэтому есть отличия и в методике обучения выполнению разметки, рубки, резания и других трудовых операций. Вместе с тем, обучая любой трудовой операции, я исхожу из единых требований и руководствуюсь рядом общих дидактических положений. Так, при подг ...
Способы педагогического руководства
эстетическим воспитанием школьников
Эстетическое воспитание при общении с литературой есть прежде всего воспитание творческого читателя, развитие литературно творческих способностей школьников. Литературные творческие задания, воспитывая навыки творческого чтения, развивают и общие творческие потенциал читателя. Главную задачу литера ...
Упражнения для обучения выразительному чтению по методике М.А.Рыбниковой
Для того, чтобы научиться выразительному чтению разработаны упражнения, через которые учитель должен провести учащихся, воспитывая внимание к звуку, к слову, к предложению, к абзацу, воспитывая четкость и ясность произношения, звучность и гибкость голоса, чуткость и требовательность слуха. Кром ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.