Образование » Использование мультимедиа на уроках алгебры по теме: «Прогрессии» как средство повышения успеваемости учащихся 9 класса » Характеристика различных методов контроля

Характеристика различных методов контроля

Страница 1

Существуют различные системы контроля: устный и письменный опрос, математический диктант, итоговые контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены, повседневные наблюдения за учебной работой учащихся, проверка домашней работы, нетрадиционные формы контроля.

Устная проверка

Устная проверка организуется по-разному, в зависимости от ее цели и от содержания проверяемого материала. Среди целевых установок проверки можно выделить следующие: проверить выполнение домашнего задания, выявить подготовленность учащихся к изучению нового материала, проверить степень понимания и усвоения новых знаний.

Сущность этого метода контроля заключается в том, что учитель задает учащимся вопросы по изученному материалу и, оценивая ответы, определяет степень его усвоения. Иногда устный опрос называют беседой. Учитель может предложить одному учащемуся изложить всю тему целиком. Целостный ответ позволяет выявить глубину знаний и полноту усвоения их логики. Однако, будучи эффективным методом контроля знаний, учащихся, используемым учителями почти на каждом уроке, устный опрос имеет свой недостаток. Этот метод требует значительных затрат времени и позволяет в течение урока проверить знания не более 3 – 4 школьников.

Известным вариантом устного опроса является выставление поурочного балла нескольким учащимся. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять и углублять ответы своих товарищей, отвечающих в ходе устного опроса. Потом он может участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала, быстро осваивать новую тему. В этих случаях в конце занятия учитель может выставить поурочный балл 4 – 8 учащимся, хотя они и не отвечали по всей теме. Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и внимание учащихся, а также накапливать оценки по текущей успеваемости.

Методика устной проверки включает в себя две основные части:

- составление проверочных вопросов и их задавание;

- ответ учащихся на поставленные вопросы.

Составление проверочных вопросов и заданий важный элемент устной проверки. Качество вопросов определяется их содержанием, характером выполняемых учащимися при ответе на вопросы умственных действий, а также словесной формулировкой.

При составлении вопросов всегда исходят из того, что проверять следует те задания, которые являются основными в данном курсе или относительно трудно усваиваются учащимися, или которые необходимы для успешного усвоения дальнейших разделов и тем курса.

Устная проверка считается эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.

Качество устной проверки зависит от подбора, последовательности и постановки вопросов, которые предлагаются. Во-первых, каждый вопрос должен быть целенаправленным и логически завершенным, а, во-вторых, должен быть предельно сжатым, лаконичным и точным.

Второй составной частью устной проверки является ответ учащегося на вопросы. В дидактической литературе выделяются два условия качественного выявления знаний ученика:

1) ученику никто не мешает (учитель и класс комментирует ответ потом)

2) создается обстановка, которая обеспечивает наилучшую работу его интеллектуальных сил.

Прерывать ученика можно только в том случае, если он не отвечает на вопрос, а уклоняется в сторону. При оценке ответа ученика, обращают внимание на правильность и полноту ответа, последовательность изложения, качество речи.

Приемы устной проверки используются на различных этапах урока. Выбор тех или иных приемом во многом предопределяется целью и логикой урока. Устный опрос может проводиться в форме беседы по билетам, которые составляются по основным вопросам, входящим в конкретную тему.

Опрос у доски учителя обычно дополняют так называемым «устным счетом». Недостаток традиционного «устного счета» в том, что в нем участвуют не все ученики. Альтернатива «устного счета» – математический диктант. Отсюда – его место в учебном процессе: в самом начале того урока, на котором начинается усложнение новой порции знаний, существует и требование к содержанию математических диктантов: ответы на вопросы должны показывать, усвоено ли основное содержание изложенного материала. Учитель сам или с помощью звукозаписи задает вопросы: учащиеся записывают под номерами краткие ответы на них.

Существуют два основных возражения против постоянного применения математических диктантов:

- не по всем темам можно и нужно проводить математический диктант;

- учащимся трудно воспринимать задание на слух.

Учащимся, не привыкшим к математическим диктантам, воспринимать задания на слух действительно трудно. Но если диктанты проводятся часто, то школьники приучаются воспринимать задания на слух. Бывает, что слуховому восприятию нужно помочь. В этих случаях учитель одновременно с чтением задания диктанта делает надпись, чертеж, рисунки и т.п. на доске. Для успешного усвоения учащимися математических терминов, целесообразно проводить диктанты не от случая к случаю, не для разнообразия форм и методов обучения, а систематически. Прежде чем перейти к изложению нового материала, целесообразно убедится, что предыдущая тема учащимися усвоена. В этом случае можно организовать опрос учащихся.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Методические рекомендации по формированию гражданственности у младших школьников в условиях апробации образовательных стандартов нового поколения
С целью разработки методических рекомендаций по формированию гражданственности у младших школьников в условиях апробации образовательных стандартов нового поколения мы изучили опыт, наработанный образовательными учреждениями среднего образования в этом направлении. В процессе изучения данного опыта ...

Нарушение письменной речи – дисграфия: этиология, механизм
У всех детей, обучающихся в школе для детей с ТНР, независимо от диагноза имеются сложности в овладении письменной речью, так называемая дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем при ...

Первый класс, или Как подготовить ребенка к школе
Каждый родитель серьезно готовится к вступлению ребенка в школьную жизнь: затрачивается немало сил и средств на приобретение "всего необходимого". Однако Просто одеть ребенка в красивую школьную форму и дать в руки модный ранец с разноцветными тетрадками теперь уж недостаточно - для успеш ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru