к среднему - дети, обладающие способами отождествлять себя и объект природы, объект выступает партнером взаимодействия, демонстрирующие отдельные способы взаимодействий;
к низкому — объект выступает партнером взаимодействия, дети называют объекты природы или не замечают их.
Приведем фрагмент наблюдения за отношением детей к природным объектам.
(Время года - весна). Воспитатель Марина Геннадьевна вывела детей на прогулку. На самом большом дереве на участке была сломана ветка и касалась земли.
М.Г.: Ребята! Наш участок - это уголок природы, где мы с вами любим играть и отдыхать. Кто хочет помочь мне привести в порядок наш участок?
Алиса Б. (средний уровень) Я сейчас покачаюсь на качелях, а потом буду помогать. Продолжает играть в песочнице.
Покачалась на качелях, побежала играть в мяч. Мяч покатился к сломанной ветке. - Марина Геннадьевна!
- А я хорошо чищу? Выполняет работу аккуратно, листья складывает в специально приготовленный мешок.
Кто-то сломал ветку! Большая часть детей группы сбегаются к дереву со сломанной веткой. Данил Ч., Алиса Б и Вера В. тоже подбегают к дереву.
Покачалась на качелях, побежала играть в мяч. Мяч покатился к сломанной ветке. - Марина Геннадьевна!
- А я хорошо чищу? Выполняет работу аккуратно, листья складывает в специально приготовленный мешок.
М. Г.: Что
Данил Ч.
(низкий уровень) Отломить и выбросить на помойку.
Алиса Б. (средний уровень) Молвит
Вера В.
(высокий уровень) Ветку надо отпилить- она большая. И замазать садовым варом, моя бабушка всегда так делает, когда папа ветки у деревьев подпиливает.
Марина Геннадьевна приглашает плотника, который отпиливает ветку. За его действиями наблюдают почти все дети. Многие охотно помогают вытаскивать отпиленную ветку с участка.
Проблемную ситуацию (изображенную на картинке) мы использовали на констатирующем этапе работы для диагностики сформированное™ экологически оправданного поведения.
Цель диагностики: определение позиции и деятельности ребенка в природном мире.
3 балла - ребенок раскрывает разнообразные способы оказания помощи природе;
2 балла - называет 1-2 способа;
1 балл — называет способы, несоответствующие ситуации.
На этапе констатирующего эксперимента для изучения особенностей процесса игровой деятельности у старших дошкольников и влияния ее на формирование основ экологической культуры осуществлялось наблюдение за детьми, которое проводилось в естественных условиях в утренние часы и после дневного сна, так как это время является наиболее благоприятным для самостоятельных творческих игр.
Воспитатели опытных групп вели протоколы наблюдений, в которых фиксировали:
игровые интересы ребенка (игровые сюжеты и роли, которым отдается предпочтение);
способы организации детьми игровой деятельности (сговор на игру, обозначение и создание игрового пространства, распределение ролей, поясняющие и обозначающие действия;
игровой материал, используемый ребенком (игрушки, игровые атрибуты);
действия, направленные на выполнение роли или создание образа игрового персонажа в режиссерской игре.
Развивающее обучение
Одной из важнейших мировых тенденций в образовании является переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к развивающим технологиям. Идеи развивающего обучения берут свое начало еще в работах И.Г. Песталоцци и К.Д. Ушинского. Подлинно научное обоснование теории развивающего обучения впе ...
Исследование и анализ работы учителей по применению элементов множеств при
изучении арифметических действий младшими школьниками
Использование множеств в обучении математике для выяснния, как учителя используют элементы множеств при ознакомлении детей с арифметическими действиями мы решили провести исследовательскую работу. Для этого выбрали базой Актаускую муниципальную основную общеобразовательную школу Баймакского района. ...
Понятие культуры поведения и её компоненты
Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 6 -7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих п ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.