- в широком смысле - она охватывает все диагностические задачи в рамках консультирования по вопросам образования.
В кратком толковом словаре по основам педагогических технологий А.Белкина дается несколько иное определение: « . Педагогическая диагностика — особый вид деятельности, представляющий собою установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты .».
Ряд исследователей (Е.А. Михайлычев, И.П. Подласый и др.) рассматривают педагогическую диагностику по нескольким направлениям. Так, Е.А. Михайлычев выделяет несколько основных направлений и соответствующие им объекты педагогической диагностики, представленных в таблице.
Таблица 5 Основные направления и объекты педагогической диагностики
Основные направления |
Объекты |
Педагогическая диагностика |
Педагогический процесс, его участники в их взаимодействии, условия и возможности его реализации. |
Организационно- педагогическая диагностика |
Методические, организационные, материально-технические условия и возможности реализации целей и задач педагогического процесса. |
Следует признать, что сегодня в теории и практике дошкольной педагогики существует такая проблема, как недостаточная разработанность или отсутствие педагогических диагностик, позволяющих изучить особенности игровой детской субкультуры в экологическом воспитании.
Прежде чем приступить к описанию результатов опытно-поисковой работы, необходимо охарактеризовать критериально-уровневый компонент, который использовался нами в работе для выявления изменений, происходящих в процессе формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности.
В современной науке критерий трактуется как признак, на основании которого проводится оценка, определение или классификация чего-либо.
В педагогической теории и практике М.Н. Скаткиным конкретизированы общие требования к выявлению и обоснованию критериев:
критерий должен быть адекватен тому явлению, измерителем которого он является (в нем должна быть четко отражена природа измеряемого явления и динамика его изменения).
критерий должен выражаться дефиницией (одни и те же фактические значения различных явлений должны при применении к ним критерия давать одинаковые качественные значения).
критерий должен быть простым (допускать простейшие способы измерения, быть экономичным в отношении времени проведения.
В рамках нашего диссертационного исследования целесообразно О пиисать критериально-уровневую шкалу оценки сформированности основ экологической культуры у старших дошкольников.
Таблица 6 Критериально-уровневая шкала оценки сформированности экологической культуры у старших дошкольников
Уровень |
Критерии |
Показатели критерия |
Низкий |
Экологическая деятельность и поведение. |
Необоснованные действия, не знает и не соблюдает нормы и правила поведения в природе. |
Экологическое отношение. |
Отсутствие интереса к природе, не проявляет никаких эмоций. | |
Экологическая воспитанность. |
Неправильное понимание ценности окружающей природы. | |
Средний |
Экологическая деятельность и поведение. |
Неумение действовать в соответствии со знаниями, поведение не соответствует принятым нормам и правилами. |
Экологическое отношение. |
Фрагментарный интерес к природе; средний уровень проявления чувств. | |
Экологическая воспитанность |
Неполное осознание ценности окружающей природы для человека. | |
Высокий |
Экологическая деятельность и поведение. |
Высокая культура чувств, превращенная в повседневную норму поступка, которые обосновываются экологическими знаниями. |
Экологическое отношение. |
Ярко выраженный интерес к природе; устойчивые эмоции; сильные глубокие переживания. | |
Экологическая воспитанность. |
Высокое осознание ценности окружающей природы для человека. |
Причины и факторы, приводящие к агрессивному поведению
у детей дошкольного возраста и особенности его проявления
Учёными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всём многообразии трактовок этого явления, агрессивность об общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому ...
Модель инновационной воспитательной системы в условиях среднего профессионального образования
Современное состояние системы среднего профессионального образования претерпевает существенные изменения. Перед образовательными учреждениями встает задача по переходу на Федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования, содержание которого показывает необходимость обесп ...
Цели и задачи экспериментального исследования
Теоретическая часть курсовой работы позволила рассмотреть вопрос о взаимосвязи характера речевого нарушения с механизмом овладения письменной речью. Нарушенная деятельность анализаторов и психических процессов ( хотя первично интеллект сохранен) приводит к неполноценности психофизиологической базы ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.