- в широком смысле - она охватывает все диагностические задачи в рамках консультирования по вопросам образования.
В кратком толковом словаре по основам педагогических технологий А.Белкина дается несколько иное определение: « . Педагогическая диагностика — особый вид деятельности, представляющий собою установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты .».
Ряд исследователей (Е.А. Михайлычев, И.П. Подласый и др.) рассматривают педагогическую диагностику по нескольким направлениям. Так, Е.А. Михайлычев выделяет несколько основных направлений и соответствующие им объекты педагогической диагностики, представленных в таблице.
Таблица 5 Основные направления и объекты педагогической диагностики
Основные направления |
Объекты |
Педагогическая диагностика |
Педагогический процесс, его участники в их взаимодействии, условия и возможности его реализации. |
Организационно- педагогическая диагностика |
Методические, организационные, материально-технические условия и возможности реализации целей и задач педагогического процесса. |
Следует признать, что сегодня в теории и практике дошкольной педагогики существует такая проблема, как недостаточная разработанность или отсутствие педагогических диагностик, позволяющих изучить особенности игровой детской субкультуры в экологическом воспитании.
Прежде чем приступить к описанию результатов опытно-поисковой работы, необходимо охарактеризовать критериально-уровневый компонент, который использовался нами в работе для выявления изменений, происходящих в процессе формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности.
В современной науке критерий трактуется как признак, на основании которого проводится оценка, определение или классификация чего-либо.
В педагогической теории и практике М.Н. Скаткиным конкретизированы общие требования к выявлению и обоснованию критериев:
критерий должен быть адекватен тому явлению, измерителем которого он является (в нем должна быть четко отражена природа измеряемого явления и динамика его изменения).
критерий должен выражаться дефиницией (одни и те же фактические значения различных явлений должны при применении к ним критерия давать одинаковые качественные значения).
критерий должен быть простым (допускать простейшие способы измерения, быть экономичным в отношении времени проведения.
В рамках нашего диссертационного исследования целесообразно О пиисать критериально-уровневую шкалу оценки сформированности основ экологической культуры у старших дошкольников.
Таблица 6 Критериально-уровневая шкала оценки сформированности экологической культуры у старших дошкольников
Уровень |
Критерии |
Показатели критерия |
Низкий |
Экологическая деятельность и поведение. |
Необоснованные действия, не знает и не соблюдает нормы и правила поведения в природе. |
Экологическое отношение. |
Отсутствие интереса к природе, не проявляет никаких эмоций. | |
Экологическая воспитанность. |
Неправильное понимание ценности окружающей природы. | |
Средний |
Экологическая деятельность и поведение. |
Неумение действовать в соответствии со знаниями, поведение не соответствует принятым нормам и правилами. |
Экологическое отношение. |
Фрагментарный интерес к природе; средний уровень проявления чувств. | |
Экологическая воспитанность |
Неполное осознание ценности окружающей природы для человека. | |
Высокий |
Экологическая деятельность и поведение. |
Высокая культура чувств, превращенная в повседневную норму поступка, которые обосновываются экологическими знаниями. |
Экологическое отношение. |
Ярко выраженный интерес к природе; устойчивые эмоции; сильные глубокие переживания. | |
Экологическая воспитанность. |
Высокое осознание ценности окружающей природы для человека. |
Принципы воспитания в истории педагогики
Принципы воспитания – это основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Они отражают уровень развития общества, его нужды и требования к формированию конкретного типа личности. Таким образом, принципы воспитания представляют собой историческую категорию: на разных этапах разви ...
Возрастание особенностей физического развития и
физической подготовленности детей школьного
возраста
Школьный возраст охватывает детей и молодежь с 6—7 до 17— 18 лет. В этот период создается фундамент всестороннего физического развития, формируются тип телосложения, осанка, разнообразные двигательные умения и навыки, укрепляется здоровье. По данным ученых, одним из значимых критериев здоровья дете ...
Выявили влияние применения нетрадиционных форм утренней гимнастики на
воспитание интереса у дошкольников к физической культуре
Базой исследования являлись дети старшей - подготовительной группы МДОУ № 52 города Подольска, в количестве 20 человек. Нами были проведены диагностические беседы с детьми у которых были обнаружены незначительные и выраженные нарушения осанки в составе 20 человек. Мы использовали 2 диагностические ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.