Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Цель, задачи и организация опытно-поисковой работы по формированию основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Цель, задачи и организация опытно-поисковой работы по формированию основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Страница 3

На этом этапе мы использовали следующие методы: анализ годовых планов ДОУ и календарных планов воспитателей, анкетирование, беседа.

Второй этап - формирующий (2003-2004 гг.)

Содержание данного этапа является исполнительская функция (апробация системы и методики формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности). Основные методы исследования: наблюдение и метод одномоментны:: срезов, интервьюирование, беседа.

Третий этап - обобщающий (2004-2005 гг.)

Ведущее содержание данного этапа - аналитическая деятельность (описание хода и результатов опытно-поисковой работы, анализ результатов и соотношение их с заявленными целью и задачами эксперимента). Основные методы исследования: экспертная оценка, методы математической статистики.

В дальнейшем при описании второй главы настоящего исследования мы будем придерживаться вышеизложенного плана проведения опытно- поисковой работы.

Прежде чем приступить к описанию констатирующего этапа опытно- поисковой работы, необходимо дать подробную характеристику критериально-уровневой шкалы сформированности основ экологической культуры у старших дошкольников. Как уже говорилось, для того, чтобы сделать цели полностью диагностированными (проверяемыми), а процесс формирования основ экологической культуры у старших дошкольников воспроизводимым, нами были выдвинуты критерии их достижения, при выборе которых мы остановились на внутренних (структурно-логических) и внешних (соответствие намеченной цели) показателях.

Для подтверждения обоснованности предложенных критериев сформированности экологической культуры у старших дошкольников (экологическая воспитанность, экологическое мышление и сознание, экологическое отношение, экологическая грамотность, экологическая деятельность и поведение) мы применили метод экспертных оценок (метод Делфи).

Пяти экспертам (Л.В. Трубайчук, доктор педагогических наук, профессор ЧГПУ, Л.Н. Галкина, к.п.н., доцент ЧГПУ, заведующая кафедрой теории и методики дошкольного образования, И.В. Колосова, к.п.н., доцент ЧГПУ, Г.В.Симонова, заведующая МДОУ №457, Е. П.Кудрявцева, заведующая МДОУ №473, заслуженный учитель РФ) было предложено оценить баллами от 1 до 5 (1-высший балл) значимость наиболее распространенных в психолого-педагогической литературе критериев сформированности экологической культуры у старших дошкольников. Оценочный лист и матрица рангов включали 5 факторов, каждый из которых соответствовал определенному критерию. Факторы располагались в следующем порядке:

экологическая воспитанность;

экологическое мышление и сознание;

экологическое отношение;

экологическая грамотность;

экологическая деятельность и поведение.

Осуществив на основе полученных от экспертов данных стандартизацию рангов, мы составили матрицу рангов (табл. 4).

Таблица 4 Матрица рангов

акторы i эксперты

1

2

** j

4

5

Сумма по строкам

1.

3

5

2

4

1

15

2.

3

4

1

5

2

15

3.

2

5

3

4

1

15

4.

3

5

1

4

2

15

5.

4

5

2

3

1

15

Сумма по столбцам Qi

15

24

9

20

7

75

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Общее понятие о способностях
Интерес к проблеме способностей проявляли еще выдающиеся педагоги прошлого. Так Ян Амос Коменский в "Великой дидактике" не раз выступает против того, что школа подводит всех учеников под один шаблон и тем обезличивает их. На исключительную важность учета индивидуальных особенностей челове ...

Примерные нормы и обратная связь
В целом при повторном тестировании в каждом классе примерно половина учащихся выполняет эту работу лучше, а около четверти — показывает худший результат. Обратная связь — это индивидуальный анализ результатов тестирования с указанием количества просмотренных знаков, ошибок, уровня точности, с конкр ...

Показатель развития самосознания младшего школьника – самооценка
Показателем развития самосознания является самооценка (как представление и отношение к себе). Дети видят в себе уже много качеств, их оценки дифференцируются, растет психологический словарь. Их самооценка уже не «черно - белая». В ней ребенок подчеркивает свою принадлежность к определенной группе, ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru