На констатирующем этапе опытно-поисковой работы проводился следующий комплекс мероприятий:
определение состояния процесса формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности;
изучение уровня сформированности основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности;
теоретическая разработка программы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности, в соответствии с ней плана проведения режиссерских игр и методика их руководства.
Результаты анкетирования заведующих и педагогов ДОУ показывают, что формированию основ экологической культуры в игровой деятельности не уделяется должного внимания по нескольким причинам:
недостаточное количество игрового материала экологического содержания;
у старших дошкольников слабо сформирована сфера игрового опыта в режиссерской игре;
педагоги не владеют методикой руководства режиссерскими играми.
отсутствует психолого-педагогические и методические рекомендации по овладению полным спектром приемов освоения режиссерской игры.
Следует отметить, что констатирующему эксперименту необходимо уделить особое внимание, поскольку достоверность получаемых в эксперименте результатов в большей степени определяется количеством исходных данных.
С целью определения уровня сформированности экологической культуры у старших дошкольников были выбраны дошкольники старшего возраста, имеющие практически одинаковые параметры.
В опытной группе (ОГ-1) Центра развития ребенка дошкольного учреждения «Лучик», работающего по программе «Детство» Логиновой реализовалась система и методика формирования основ экологической культуры средствами игровой деятельности.
Во второй группе (ОГ-2) этого же дошкольного учреждения проводилась ежедневная работа по программе «Детство».
В третьей группе (ОГ-3), дошкольного учреждения №457, внедряющего программу С.Н.Николаевой «Юный эколог», реализовалась система и методика формирования основ экологической культуры средствами игровой деятельности. В этом дошкольном учреждении с детьми работает специалист-эколог, имеется экологическая комната с зимним садом.
И в четвертой группе (ОГ-4) этого же дошкольного учреждения проводилась повседневная работа по программе «Радуга».
Обработка результатов проводилась на основе разработанной диагностики сформированности экологической культуры у старших дошкольников Л.В.Моисеевой в соответствии с критериально-уровневой шкалой (таблица).
Результаты изучения уровня качества сформированности экологической культуры на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы представлены в таблице
Таблица 8
|
Группа |
Кол- во |
Уровни |
X |
Б | |||||
|
низкий |
средний |
Высокий | |||||||
|
Кол- во |
% | ||||||||
|
ОГ-1 |
24 |
9 |
37,5 |
13 |
54,2 |
2 |
8,3 |
1,71 |
0,62 |
|
ОГ-2 |
23 |
5 |
21,7 |
16 |
69,6 |
2 |
8,7 |
1,87 |
0,55 |
|
ОГ-3 |
22 |
9 |
40,9 |
12 |
54,6 |
1 |
4,5 |
1,64 |
0,58 |
|
ОГ-4 |
22 |
6 |
27,3 |
15 |
68,2 |
1 |
4,5 |
1,77 |
0,53 |
Разработка технологии обучения по теме урока
С позиции обучения «технология» обозначает процесс формирования знаний и умений как поэтапное взаимодействие обучаемого и преподавателя с использованием средств обучения по заранее заданной программе. Данная программа раскрывает познавательную деятельность в виде системы познавательных операций и с ...
Анализ использования календарей наблюдений в ДОУ
Интересным и эффективным средством экологического воспитания дошкольников является использование в работе календарей наблюдений. Рассмотрим, какие календари наблюдений имеются в изучаемой нами группе ДОУ и как правильно организовывать работу детей с календарями. Календарь наблюдений за сезонными яв ...
Генезис и развитие идеи толерантности в истории образования
Проблема толерантности является предметом изучения философии, социологии, психологии, этнографии, истории, религиоведения, культурологии и др. наук. Для педагогики она приобрела особое значение в последнее десятилетие в условиях гуманистического воспитания. Для истории педагогики идея толерантности ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.