На констатирующем этапе опытно-поисковой работы проводился следующий комплекс мероприятий:
определение состояния процесса формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности;
изучение уровня сформированности основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности;
теоретическая разработка программы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности, в соответствии с ней плана проведения режиссерских игр и методика их руководства.
Результаты анкетирования заведующих и педагогов ДОУ показывают, что формированию основ экологической культуры в игровой деятельности не уделяется должного внимания по нескольким причинам:
недостаточное количество игрового материала экологического содержания;
у старших дошкольников слабо сформирована сфера игрового опыта в режиссерской игре;
педагоги не владеют методикой руководства режиссерскими играми.
отсутствует психолого-педагогические и методические рекомендации по овладению полным спектром приемов освоения режиссерской игры.
Следует отметить, что констатирующему эксперименту необходимо уделить особое внимание, поскольку достоверность получаемых в эксперименте результатов в большей степени определяется количеством исходных данных.
С целью определения уровня сформированности экологической культуры у старших дошкольников были выбраны дошкольники старшего возраста, имеющие практически одинаковые параметры.
В опытной группе (ОГ-1) Центра развития ребенка дошкольного учреждения «Лучик», работающего по программе «Детство» Логиновой реализовалась система и методика формирования основ экологической культуры средствами игровой деятельности.
Во второй группе (ОГ-2) этого же дошкольного учреждения проводилась ежедневная работа по программе «Детство».
В третьей группе (ОГ-3), дошкольного учреждения №457, внедряющего программу С.Н.Николаевой «Юный эколог», реализовалась система и методика формирования основ экологической культуры средствами игровой деятельности. В этом дошкольном учреждении с детьми работает специалист-эколог, имеется экологическая комната с зимним садом.
И в четвертой группе (ОГ-4) этого же дошкольного учреждения проводилась повседневная работа по программе «Радуга».
Обработка результатов проводилась на основе разработанной диагностики сформированности экологической культуры у старших дошкольников Л.В.Моисеевой в соответствии с критериально-уровневой шкалой (таблица).
Результаты изучения уровня качества сформированности экологической культуры на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы представлены в таблице
Таблица 8
Группа |
Кол- во |
Уровни |
X |
Б | |||||
низкий |
средний |
Высокий | |||||||
Кол- во |
% | ||||||||
ОГ-1 |
24 |
9 |
37,5 |
13 |
54,2 |
2 |
8,3 |
1,71 |
0,62 |
ОГ-2 |
23 |
5 |
21,7 |
16 |
69,6 |
2 |
8,7 |
1,87 |
0,55 |
ОГ-3 |
22 |
9 |
40,9 |
12 |
54,6 |
1 |
4,5 |
1,64 |
0,58 |
ОГ-4 |
22 |
6 |
27,3 |
15 |
68,2 |
1 |
4,5 |
1,77 |
0,53 |
Формы организации самостоятельной работы студентов
Обязательная самостоятельная работа имеет разнообразные формы, но чаще всего она находит свое выражение в виде самых различных «домашних заданий», даваемых на длительный срок (семестр) или сравнительно короткий срок (неделя, месяц). Это — решение задач и примеров, выполнение расчетно-графических ра ...
Выявление уровня сформированности навыков чтения у умственно отсталых
учащихся 3 класса
Цель данного этапа – выявление исходного уровня сформированности навыков чтения (выразительность, беглость, правильность, сознательность) у детей с интеллектуальной недостаточностью. В эксперименте принимали участие учащиеся двух параллельных 3 классов (по 15 человек) Черновской специальной (коррек ...
Понятие успеваемости и ее психолого-педагогическая характеристика
В настоящее время многими исследователями отмечается снижение уровня успеваемости. Так, например, по данным Института возрастной физиологии РАО, свыше 70% учащихся испытывают значительные трудности в усвоении школьной программы, и таким образом, попадают в разряд неуспешных в обучении . М.М. Безрук ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.