Образование » Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной школы путем использования музыкально-игровой драматизации » Методика и результаты формирования музыкально-игровых навыков учащихся 1-х классов в процессе внеклассной художественно-творческой деятельности

Методика и результаты формирования музыкально-игровых навыков учащихся 1-х классов в процессе внеклассной художественно-творческой деятельности

Страница 1

Второй методический вариант. Особенностью второго методического варианта является взаимосвязь уроков музыки и внеклассной художественно- творческой деятельности учащихся в форме музыкально-театрального кружка.

Работа кружка была тесно связана с уроками музыки и имела своей конкретной целью постановку музыкального спектакля, запланированного в семестре.

1 семестр – «Новогодняя сказка».

2 семестр – «Мои любимые песни».

Знания, полученные на уроках музыки, непосредственно использовались в работе кружка.

Творческие навыки, полученные во внеурочной деятельности, давали возможность учащимся гибко использовать свои умения при выполнении творческих заданий на уроках музыки, и наоборот, знания средств музыкальной выразительности, понимание характера музыкального образа позволяли детям наиболее ярко проявить себя в театральном представлении. Таким образом, достигалось органичное взаимодействие учебной и внеклассной работы, в ходе которого формировался творческий потенциал личности младших школьников.

При выборе репертуара учитывалось желание детей, степень их подготовленности, наличие необходимых исполнительских навыков. Чередовались групповые, индивидуальные и коллективные выступления. Это были «гастроли» в другие классы, школы, детский сад. При распределении обязанностей не забыли о «гримерах», «художниках», «бутафорах» и других службах.

В процессе проведения эксперимента на занятиях кружка с детьми проводились специально подобранные сценические игры-упражнения. Такие тренировочные игры-упражнения использовались для выработки средств и приемов, согласующихся с характером и манерой поведения персонажа, в соответствии с этим ученики определяли силу, высоту и тембр его голоса, находили оптимальный вариант выбора декораций, костюмов и атрибутов. Например, для формирования выразительности движений детям предлагалось показать с помощью жестов, как плечи «говорят»: «Я горжусь»; как спина «говорит»: «Я очень старый»; как ребенок говорит: «Я люблю это варенье».

Для развития навыков имитационных движений, эмоциональной передачи характеров использовались игры-загадки. Например показать: 1) зверушек, заблудившихся в лесу; 2) испуг, возникший в результате появления бежавшей на встречу большой собаки; 3) удовольствие, полученное от купания в реке в жаркую погоду. Помимо передачи различных эмоциональных состояний дети должны были подобрать необходимые атрибуты для более яркого воплощения образа, описать обстановку, в которой происходит действие. В заключении разминки детям предлагалось продемонстрировать свое актерское мастерство. Ребята должны были с помощью определенных движений, жестов и мимики сочинить сказку-пантомиму, прослушав в аудиозаписи сказку «Семеро козлят на новый лад» (муз. А. Рыбникова).

Игровые ситуации и упражнения, оригинально включенные в учебно-познавательный процесс, стимулировали активность учащихся и позволяли им разнообразить формы применения знаний и навыков, способы реализации творческих замыслов, способствовали формированию творческих способностей личности.

Если на уроках музыки все дети приобретали общепрофессиональные и специальные творческие знания, а также навыки в меру своих индивидуальных способностей, то внеклассная художественно-творческая деятельность предоставляла им возможность действовать более свободно, сообразно личным склонностям и желаниям, то есть основополагающими элементами творчества являются изобретательность и фантазия самих детей.

Обе формы обучения (урочная и внеклассная) направлены на один объект – личность учащегося. В урочной работе реализовался творческий потенциал учебного материала, активизируя его воспитательную функцию. Во внеклассной работе данный процесс продолжался, но уже в формах, отражающих специфику условий продленного дня, в ходе свободной, нерегламентированной деятельности детей в музыкально-театральном кружке.

В контрольном классе музыкально-творческие способности формировались без вмешательства экспериментатора в условия, где взаимосвязь осуществлялась эпизодически, однако, и в этих классах традиционного обучения необходимо на современном этапе согласовывать работу с воспитательными группами продленного дня, использовать формы и методы, стимулирующие творческую деятельность учащихся.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Технология творческого саморазвития личности
Технология творческого саморазвития личности предполагает широкое использование внутренних психогенных механизмов. Для этого в содержание образования включается методологическая компонента – учащиеся вооружаются знаниями и умениями саморазвития (самопознания, самовоспитания, самообразования, самоут ...

Планирование учебно-воспитательной работы на уроке
Планируя задачи урока, необходимо тщательно подбирать эффективные средства их решения, вполне доступные занимающимся и выполнимые в данных условиях. Особенно важным при этом является выбор эффективных методических приемов обучения и организации, а также определение дозировки упражнения. Осмысливать ...

Формирование готовности овладению навыками письма
Целенаправленная коррекционная работа по формированию готовности к овладению навы­ками письма является важным начальным этапом подготовки умствен­но отсталых детей к школьно­му обучению. При обучении умствен­но отсталых детей учитываются их воз­растные возможности и индивидуаль­ные особенности. На ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru