Таким образом, личностно ориентированный и дифференцированный подходы, а также соблюдение психофизиологических условий позволят эффективно использовать потенциальные возможности ребенка и выстроить систему занятий, находящихся в зоне его ближайшего развития.
Форма коррекционного воздействия Наиболее соответствующей возрасту детей формой коррекционного воздействия является игра, которая помогает ребенку усваивать умения в интересной, эмоциональной атмосфере. Каждая игра требует соотнесения игрового задания с реальными возможностями ребенка, сочетая занимательность, эмоциональную привлекательность с развивающим и коррекционным эффектом. При выборе и проведении игр необходимо чутко следить за поведением ребенка, подстраиваться к его возможностям, реакциям и настроению.
Формой организации занятий на всех этапах коррекционной работы является индивидуальное комплексное занятие. Планирование занятия, определение его содержания требуют тщательной заблаговременной подготовки нужных пособий и материалов, выбора адекватных приемов обучения, необходимости детально продумывать структуру и ход занятия.
Организация индивидуальной работы
Разработанная нами программа коррекционной работы была расчитана на 4 месяца.
Индивидуальные занятия с детьми проводились 3 раза в неделю (по 2 занятия в день с каждым ребенком). Длительность занятия составляла от 15 до 25 минут в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его развития, соматического состояния. Дифференцированный подход к организации занятий и их длительности требуется детям с синдромом нервно-рефлекторной возбудимости, синдромом вегетативно-висцеральных нарушений, детям после перенесенных соматических заболеваний. Вопросы организации занятий с этими детьми решались совместно с врачом группы.
Содержание индивидуального занятия
Содержание индивидуального комплексного занятия опирается на результаты обследования ребенка и его индивидуальную программу развития.
В содержании коррекционно-педагогической работы нами были выделены следующие направления:
Речевое развитие;
Развитие общей и мелкой моторики;
Сенсорное развитие;
Развитие предметно-игровой деятельности;
Формирование навыков самообслуживания (реализация задач по данному направлению осуществлялась воспитателями).
Программа коррекционной работы включала несколько этапов. Первый этап занятий рассчитан на работу с детьми от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев, второй этап - от 1 года 4 месяцев до 1 года 6 месяцев, третий – от 1 года 7 до 1 года 9 месяцев, четвертый – от 1 года 10 месяцев до 2-х лет. При этом, следует учитывать не фактический возраст ребенка, а актуальный уровень его психомоторного развития. В случае дисгармоничного развития ребенка индивидуальная программа развития составляется с опорой на содержание каждого из представленных этапов работы.
Первый этап.
1. Речевое развитие.
2.Развитие общей моторики.
стимулировать двигательную активность;
учить ходить у опоры, вдоль опоры, без опоры.
Сенсорное развитие.
Учить ребенка нанизывать большие и маленькие кольца с большим диаметром отверстия на стержень пирамидки.
Учить нанизывать кольца пирамидки на коническую основу.
Учить ребенка проталкивать предметы разной формы в соответствующие отверстия.
Выявление уровня агрессивности у дошкольников
Наше экспериментальное исследование проходило с целью изучения влияния работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада на уровень их агрессивности. Исследование проводилось в три этапа: На этапе констатирующего эксперимента опре ...
Технология творческого саморазвития личности
Технология творческого саморазвития личности предполагает широкое использование внутренних психогенных механизмов. Для этого в содержание образования включается методологическая компонента – учащиеся вооружаются знаниями и умениями саморазвития (самопознания, самовоспитания, самообразования, самоут ...
Методика отслеживания и стимулирования творческого саморазвития ребенка
Неотъемлемым компонентом педагогической системы является организация наблюдения и фиксирования изменений в творческом саморазвитии детей. В качестве инструмента для получения конкретных срезов движения ребенка от одной стадии к другой мы разработали карточку диагностики и развития индивидуальных ос ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.