Поведение ребенка. Проходит по ограниченной поверхности (доска) без помощи взрослого.
Навыки
Частично раздевается с помощью взрослого.
Методика. Ситуация естественная (при раздевании ребенка).
Поведение ребенка. Снимает ботинки (развязанные, расстегнутые), шапку.
1 год 10 мес. - 2 года
Понимание речи
Понимает короткий рассказ взрослого (без показа)
Материал. Специально подготовленный короткий рассказ о событии, хорошо знакомом ребенку.
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Ребенок может находиться в группе с другими детьми (2—3), сидящими полукругом. Взрослый сидит напротив и рассказывает сначала одну часть текста, после чего задает 2 вопроса. Затем продолжает рассказ и задает 2 следующие вопроса. Например: «Жила-была девочка Машенька. Пошла Машенька гулять. Надела шапочку, пальто, ботинки, спустилась по лесенке, тихонько открыла дверь и вышла на улицу» (первая часть).
После небольшой паузы педагог задает вопросы: «Кто пошел гулять на улицу?», «Что Машенька надела?»
«На улице гуляли детки. Вдруг выскочила собака и залаяла на Машу: «ав-ав». Маша испугалась, плачет. А тетя сказала: «Не бойся, Машенька, собака не кусается». Собака убежала. Маша больше не плакала и пошла играть с детьми» (вторая часть).
«Кто испугал Машу на улице?», «А что сказала Маше тетя?» — спрашивает педагога по окончании рассказа.
Поведение ребенка. Отвечает на вопросы взрослого.
Активная речь
При общении с взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.
Методика. Ситуация естественная (во время игры, режимных процессов, при общении со взрослым).
Поведение ребенка. Общается со взрослым посредством речи (двух- и трехсловные предложения).
Сенсорное развитие
Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета.
Материал. 3 пары варежек (красного, синего, зеленого цвета).
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладывают варежки в следующем порядке: красную, зеленую, синюю, красную, синюю, зеленую. Педагог дает ребенку варежку и предлагает найти такого же цвета. Затем порядок варежек меняет на следующий: синюю, красную, зеленую, синюю, красную, зеленую. Задание повторяется.
Поведение ребенка. Правильно подбирает по образцу 3 цвета: к красной варежке — красную, к синей - синюю, к зеленой — зеленую. Ребенок должен решить одно задание.
Игра и действия с предметами
Воспроизводит ряд последовательных действий.
1. Материал. Кукла-голыш высотой 30 см, губка, полотенце, кубик (вместо мыла), ванночка.
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Перед малышом раскладывают игрушки и говорят: «Кукла грязная».
Поведение ребенка. Воспроизводит с куклой ряд последовательных действий: сажает в ванну, использует кубик, вместо мыла, трет губкой, моет рукой части тела, вытирает полотенцем. Все предметы использует по назначению.
2. Методика. Наблюдение за ребенком в свободной ситуации, когда он в игре воспроизводит ряд последовательных действий: моет посуду и вытирает ее.
Поведение ребенка. Если малыш воспроизводит ряд последовательных действий, используя предметы по назначению, можно считать задание выполненным.
Движения
Перешагивает через препятствия чередующимся шагом.
Материал. 3—4 брусочка.
Школьник как субъект и объект педагогической диагностики
Самым типичным проявлением человека является его социальная сущность, которая отражается в системе его отношения к миру и себе. Отражательная природа психики приводит к тому, что существующие общественные процессы и явления в каждом человеке преломляются, отражаются, обусловливаются, перерабатывают ...
Понятие успеваемости и ее психолого-педагогическая характеристика
В настоящее время многими исследователями отмечается снижение уровня успеваемости. Так, например, по данным Института возрастной физиологии РАО, свыше 70% учащихся испытывают значительные трудности в усвоении школьной программы, и таким образом, попадают в разряд неуспешных в обучении . М.М. Безрук ...
Сущность проблемного обучения
Ввиду большого многообразия педагогических технологий и концепций существуют различные их классификации по тем или иным характерным признакам. Для определения сущности проблемного обучения и установления его характерных особенностей рассмотрим часть из наиболее встречающихся подходов к классификаци ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.