Каждый навык есть сложный вид деятельности, которую можно разделить на две части: интеллектуальную (умственную) и моторную (ремесленную). Можно с уверенностью сказать, что электротехнические навыки (сборка схем и их анализ) носят преимущественно интеллектуальный характер и эта часть навыка может быть сформирована не только с использованием материальных (различных элементов цепи), но и материализованных средств (графических изображений цепей и их элементов). Это позволяет значительно увеличить число упражнений и перенести часть из них в домашние условия путем выдачи соответствующих заданий, которые не являются обременительными для учащихся и выполняются ими с большим удовольствием.
Эти графические задания представляют собой рисунок, отражающий реальные элементы электрической цепи, и текст задания, определяющий деятельность учащихся. Графические задачи в какой-то степени адекватны задачам практики, и они позволяют восполнить пробел в количестве упражнений, необходимых при формировании навыка, т. к. они обеспечивают формирование наиболее трудоемкой части навыка - его интеллектуальной составляющей.
В процессе привития практических навыков надо обратить внимание и на формирование основных понятий данного раздела трудовой подготовки с тем, чтобы практические навыки носили не ремесленный характер, а были бы осмысленными. К таким понятиям относятся: электрический заряд, проводники и изоляторы, электрический ток, источники электрического тока, напряжение, электрическую цепь. Формирование этих понятий должно быть на доступном для детей уровне с широким использованием метода аналогий. Ведь дети третьего класса не имеют представления о строении вещества, о хаотическом движении частиц вещества, а понятие "физическое тело" у них часто отождествляется с телом человека и т.д. Но, раскрывая эти понятия на элементарном уровне, необходимо помнить, что они не должны приходить в противоречие с аналогичными понятиями курса физики, которую им предстоит изучать в девятом классе.
Введение основных понятий темы должно непременно происходить на базе демонстрационного эксперимента, который вполне может быть поставлен на типовом оборудовании физического кабинета школы.
Доля "теоретической" информации не должна занимать (в среднем) более 30% урока, а практическая деятельность учащихся, как уже отмечалось, должна исключать какие-либо слесарные и столярные операции. Оборудование для практических работ должно быть таким, чтобы ученик производил только соединение готовых изделий, а их сборка должна производиться оконцованными проводами. Желательно, чтобы наконечники на проводах были штыревого типа, что намного ускоряет процесс сборки.
Практические работы, выполняемые в классе, дополняются творческими домашними заданиями, которые должны способствовать закреплению основных понятий темы.
Ученик должен иметь тетрадь, в которой записывается тема урока, домашнее задание, основное содержание урока. Учитывая, что дети третьего класса пишут очень медленно, необходимо словесные записи ограничить одной или двумя краткими фразами, дополненными простейшими рисунками - символами, которые явятся опорными сигналами при воспроизведении содержания урока.
10. Содержание практических работ
Электризация тел и наблюдение их взаимодействия.
Определение проводимости различных веществ.
Изучение различных гальванических источников тока (элементов, батарей) и составление их электрических схем.
Сборка простейшей электрической цепи, состоящей из источника тока, нагрузки и ключа.
Ознакомление с устройством и маркировкой электрической лампы (по напряжению). Ознакомление с устройством электромагнита и внешним видом двигателя. Включение их в электрическую цепь.
Последовательное соединение двух ламп и подключение их к источнику тока.
Параллельное соединение двух ламп и подключение их к источнику.
Демонстрационный эксперимент (III класс)
Понятие общего недоразвития речи в историческом и современном аспектах
В специальной отечественной и зарубежной литературе неоднократно отмечалось, что у значительной части детей старшего дошкольного возраста имеются отклонения от нормы в речевом развитии. Об этом говорится в работах Р.М. Босксис, Л.С. Волковой, В.К.Воробьевой, К.М. Гриншпуна, Н.С. Жуковой, Г.А. Каше, ...
Виды стилей деятельности учителя
Наиболее характерны следующие четыре стиля: Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам планирует свою работу; для урока он отбирает наиболее интересный материал, менее интересный, хотя и важный, ...
История зарождения
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о её существовании. Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей - потребность жизни. Наступило ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.