Образование » Новые схемы анализа как средство описания практики развивающего обучения » Практика, сознание, общность как новые рамки моделирования развития

Практика, сознание, общность как новые рамки моделирования развития

Страница 1

Мы не можем описать «реальную» практику РО, пока не появится теоретическая модель этой практики, позволяющая удержать целостность, т.е. системная модель. Для построения этой модели мы опираемся на метод предложенный Г.П.Щедровицким.

Системное представление объекта возникает тогда, когда мы уже имеем несколько разнопредметных изображений одного объекта. Условием соотнесения этих предметов друг с другом, как выясняется, является создание такой новой онтологии или такого нового модельного представления объекта, в котором или через которое можно эти предметы соотнести и связать.

Выше были введены основания, которые показывают необходимость расширения трех базовых категорий детского развития, которое были взяты за основу построения теории учебной деятельности (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразование).

В качестве оснований развития человека предлагается взять три категории - понятия, которые позволяли бы расширить рамки детского развития (возрастной периодизации), взглянуть на этот процесс, как на пространство возможностей детского развития.

В настоящее время этими понятиями, категориями человеческого развития, являются: практика, сознание, общность. О таких характеристиках человеческого бытия говорит Г. А. Цукерман.

Почему именно эти категории положены в основу?

Нигде и никогда мы не можем увидеть человека до и вне его связи с другими – он всегда существует и развивается в сообществе и через сообщество. Общественность – это исходное реальное основание, которое выражает человеческую природу как таковую. Случаи его социальной изолированности и обособленности подтверждают это правило – в своем крайнем выражении они просто гибельны для человека.

Другое обстоятельство состоит в том, что человек существо сознательное, способное отдавать себе отчет о сделанном (т. е. рефлексивное), и деятельное, способное к осознанному преобразованию. Сознательная деятельность есть форма бытия и способ существования человека. С. Л. Рубинштейн писал: «Наличие сознания и действия есть фундаментальная характеристика человеческого существования в мире».

Но человек живет также и общественной жизнью, значит, человеческая деятельность – это совместная деятельность, в ходе которой люди вступают в общение и взаимодействие друг с другом. Совместный характер деятельности вынуждает индивидов обмениваться информацией, согласовывать индивидуальные цели и планы действий, подчинять их общим задачам, добиваться взаимопонимания.

Общность (общение и взаимодействие с другими), практика (в нашем случае деятельность педагога, его методы и способы работы, т. е. то, что он использует в свое педагогической практике), сознание составляют онтологические основания человеческого способа жизни. Важно то, что эти основания взаимно полагают друг друга, но не сводимы одно к другому, каждое из них имеет специфическое содержание.

Рис.1.4

Деятельность с самого начала предполагает сознание в качестве своего необходимого момента (например, постановки цели), а сознание, в свою очередь, предполагает в качестве своей предпосылки социальную связь (в частности, сознание немыслимо без языка, а язык – изначально социальное явление). Таким образом, все три стороны целостной человеческой реальности (субъективности) или способа бытия человека (общность, деятельность и сознание) являются здесь одновременно и следствиями, и предпосылками, сохраняя при этом свою сугубую специфику; они не находятся в единственной связи, каждый из них может выступать самостоятельным основанием теории.

Практика – деятельность как таковая, вне ее результативности, как способ отношений к условиям своей жизни, как деяние.

Практика всегда социальна, предметна и сознательна. Не может быть бессознательной (вне и помимо сознания) практики, не может быть бездеятельной и внесоциальной практики, как не может быть непрактической деятельности, непрактического сообщества. В целостном процессе человеческой жизнедеятельности практикуемые основания человеческого способа существования (производства, сознания, общности) постоянно опосредствуют друг друга, выступая сторонами целого.

Деятельность человека всегда общественна. В своей подлинной социальной деятельности человек выступает как представитель человеческого рода, учитывающий и результаты деятельности других людей, и их позиции в совместной деятельности. Понятия «деятельность» и «общение» тесно связаны между собой. По своему происхождению общение возникает из нужд деятельности.

Сознание составляет неотъемлемый атрибут человеческого способа жизни, т. к. человек существо сознательное.

Специфика сознательного образа жизни человека состоит в его способности отделить в представлении себя, свое «Я» от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, свою субъективность предметом осмысления, понимания, а главное – предметом практического преобразования. Тейяр де Шарден назвал эту способность рефлексией, понимая ее как сущность, сердцевину человеческого сознания.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Первый класс, или Как подготовить ребенка к школе
Каждый родитель серьезно готовится к вступлению ребенка в школьную жизнь: затрачивается немало сил и средств на приобретение "всего необходимого". Однако Просто одеть ребенка в красивую школьную форму и дать в руки модный ранец с разноцветными тетрадками теперь уж недостаточно - для успеш ...

Педагогические условия и уровни формирования толерантности у младших школьников
Согласно данным исследований, провидимых в различных институтах наличие постоянных конфликтов среди школьников отмечают 37% преподавателей; грубость и жестокость по отношению к младшим школьникам со стороны старших школьников отмечают 30% учителей; высокий и выше среднего показатель уровня агрессив ...

Создание условий для повышения познавательной активности
1. Создание положительного эмоционального фона, доброжелательных и доверительных отношений между детьми и педагогом (см. 2. Использование занимательных аналогов. Пример 1. Объект лепки сравнивается с аналогичными натуральными предметами (либо их изображениями). Например: фрукты, овощи, цветы, дерев ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru