Наряду с использованием электротехнических наборов типа "Электроконструктор" следует использовать и оборудование физического кабинета.
14. Предложение по изменению содержания обучения учащихся
Сложной задачей является отбор содержания и методики преподавания данного раздела. Эту задачу нужно решать применительно к каждому уроку отдельно в соответствии с его целями и задачами.
Формирование основных понятий темы должно происходить на базе физического демонстрационного эксперимента и подкрепляться практической работой учащихся. Последняя должна занимать 70-75% времени урока.
Изучение и анализ методической и учебной литературы
Учебная литература – программы, учебники методические пособия. Современный учебник – сложный вид изданий, к которому предъявляется значительное число требований. Содержание и целевое назначение того или иного учебника определяется типом школы. Большое число разнообразных по содержанию разделов программы, появление новых тем, динамичности содержания предмета в связи с развитием науки, техники и технологии создают значительные сложности в полном обеспечении учебного процесса высококачественными учебниками. Это вызывает необходимость оценки качества учебников учителем, а в ряде случаев и выбора оптимального учебника из нескольких имеющихся в библиотеке, с целью рекомендации его учащимся и установления рациональных способов работы с этим видом литературы.
3. Соответствие содержания учебника учебной программе:
Степень соответствия учебной программы и учебника
|
Рубрики учебной программы |
Рубрики учебника |
|
Культура дома |
Технология вокруг нас |
|
Электротехника |
Создаем прекрасное и полезное из природных материалов |
|
Обработка материалов и элементы техники |
Украсим дом цветами |
|
Проект |
Мастерим из бумаги и картона |
|
Творим чудеса из лоскутков и ниток | |
|
Мастерим из металла игрушки и сувениры | |
|
Покоряем электричество | |
|
Строим сами | |
|
Трудимся в саду и огороде | |
|
Уют в доме своими руками | |
|
Приложение: Творческий проект |
Вывод: ни одна из рубрик учебника не соответствует рубрикам учебной программы. Но данный учебник выбран мной потому, что в нем есть рубрика "Покоряем электричество", в других учебниках по Технологии для третьего класса раздела "Электротехника" нет.
Качество внешнего оформления учебника: учебник оформлен красочно. Обложка глянцевая. На обложке изображены рисунки содержания основных разделов.
Степень реализации в темах учебника принципов
Оценка качества учебника
|
Требования |
Критерии |
Пример |
|
Принцип научности |
- отбор для темы учебника основ соответствующих разделов фундаментальной науки - разработка тем в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и технологии - включение сведений из истории научных открытий и развития понятий, идей, теории - наличие сведений о методах познания фундаментальной науки |
Игрушки на основе цилиндра Компьютер работает с нами Чеканка и теснение по фольге, Электрическая цепь Что такое электричество |
|
Учет возрастных и познавательных возможностей |
- простота языка и доступность изложения материала - достаточность времени, выделенного учебным планом - выполнение дидактических правил доступности в обучении |
Аппликации из соломки Технологические машины – времени достаточно, т. к. кол-во стр. = 2 Учимся вязать крючком |
|
Системность и последовательность |
- соответствие рубрикации учебника программе учебного предмета; - соответствие последовательности изложения материала в темах учебника и программе; - равномерность распределения объема материала по темам учебника |
не соответствуют не соответствуют К1 = 160/66=2,42 К2 = 5,5/2=2,75 материал распределен равномерно, т. к. К1≈К2 |
|
Четкость структуры |
композиция: части, разделы, главы, параграфы |
Глава: "Технология вокруг нас" Параграф: "Компьютер работает с нами" |
|
Воспитательные задачи |
развитие форм мышления, эстетические взгляды, воспитание патриотизма |
Народная глиняная игрушка, Чудесные превращения проволоки |
Сущность понятия
Зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контролирования - общая закономерность дидактического процесса. В нынешней теории еще нет установившегося подхода к определению понятий «оценка», «контроль», «проверка», «уч ...
Технология общения
Владение технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может привести к конфликту между учителем и учеником. Учителю важно правильно использовать приспосо ...
Подход к развивающему обучению
Подход к развивающему обучению опирается на следующие исходные положения: приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности ребенка, как активного носителя субъектного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного обучения в школе (ученик не становится, а изначально явля ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.