Наряду с методами контроля в научных и научно-педагогических источниках выделяют виды контроля. Существуют различные подходы к классификации видов контроля:
- по масштабу целей обучения: стратегический, тактический, оперативный;
- по этапам обучения: текущий (промежуточный), итоговый, предварительный, рубежный (тематический);
- по временной направленности: ретроспективный, предупредительный, опережающий;
- по частоте контроля: разовый, периодический, систематический;
- по ширине контролируемой области: локальный, выборочный, сплошной;
- по организационным формам обучения: индивидуальный, групповой, фронтальный;
- по формам социальной опосредованности: внешний или социальный, смешанный или взаимоконтроль, внутренний или самоконтроль;
- по видам учебных занятий: на лекциях, семинарах, практических и лабораторных работах, на зачетах, коллоквиумах и экзаменах;
- по способам осуществления контроля: письменный, устный, стандартизированный, машинный и др.
В рамках технологии обучения латинскому языку, беря во внимание его специфику как учебного предмета и цель её использования, целесообразно различать следующие виды контроля:
Предварительный контроль осуществляется преподавателем перед началом изучения дисциплины ²Основы латинского языка и медицинской терминологии². Объектом контроля в этом случае будет уровень сформированности профессионального интереса у учащихся поступивших в медицинское учебное заведение.
Текущий контроль – позволяет видеть процесс становления умений и навыков в области владения латинским языком и развитие профессионального интереса у учащихся. Основным его объектом является степень сформированности знаний, умений и навыков владения языковым материалом и степень сформированности профессионального интереса. Данный вид контроля определяет качество, глубину, сформированности рассматриваемых явлений и процессов. Он осуществляется преподавателем в ходе повседневной учебой работы и проводится в пределах обычных организационных форм занятий.
Главная задача промежуточного (тематического) контроля состоит в том, чтобы определить степень усвоения обучающимися каждой темы в целом, их способность связать учебный материал с уже усвоенными знаниями. Промежуточный контроль является своего рода подготовкой к итоговому контролю.
Итоговый контроль – это контроль над сформированностью явлений и процессов в целом, проводится в конце курса обучения или по завершении учебного года. Итоговый контроль должен учитывать результаты текущего и промежуточного (тематического) контроля. Он может быть организован в ходе итоговых контрольных собеседований, зачетов, экзаменов.
Для реализации рассмотренных видов контроля могут использоваться различные формы: собеседование, различные упражнения, тесты и тестовые задания, контрольные, самостоятельные работы. Одной из часто используемых форм контроля является тестовая форма.
Анализ педагогической литературы показал, что наибольший вклад в исследование сущности и особенностей данной формы контроля внесли такие ученые, как В.С. Аванесов, З.Д. Жуковская, В.П. Мизинцев, П.И. Образцов, Ю.Г. Татур и др. Тесты помогают получить более объективные оценки уровня знаний, умений, навыков, проверить соответствие требований к подготовке выпускников заданным стандартом, выявить пробелы в их подготовке и подготовленности. Согласно определению, данному В.С. Аванесовым, педагогический тест следует понимать как систему заданий определенного содержания, расположенных в порядке возрастающей трудности, создаваемой с целью объективной оценки структуры и измерения уровня подготовленности обучающихся. Таким образом, педагогические тесты целесообразно рассматривать не как обычную совокупность или набор заданий, а как систему, обладающую двумя главными системными факторами: содержательным составом тестовых заданий, образующих наилучшую целостность, и нарастанием трудности от задания к заданию.
Парадигма образования
Образование – осуществляемый в образовательных учреждениях или самостоятельно процесс овладения системой знаний, человеческой культурой в целом, процесс развития и становления личности, а также результат этого процесса – определённый уровень овладения культурой (образованности), развитие личности в ...
Содержание коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей
ЗПР
На основе данных констатирующего эксперимента проводится коррекционная работа, которая направлена на исправление речевых нарушений у данной категории детей. Коррекционная работа включает в себя два этапа: Подготовительный этап. Основной этап. В подготовительный этап входят направления: Развитие зри ...
Личностный подход в историческом образовании
Одной из тенденций, определяющих реформирование школьного исторического образования, является переход к гуманитарно-ориентированному преподаванию, ведущей содержательной единицей которого становится метод познавательной деятельности. Принятие личностной ориентации как определяющего вектора образова ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.