Образование » Формирование гражданственности у младших школьников в условиях апробации стандартов нового поколения » Диагностика уровня гражданской воспитанности младших школьников

Диагностика уровня гражданской воспитанности младших школьников

Страница 2

Согласно методике С. М. Петровой учащимся предлагался бланк с шестьюдесятью пословицами, сгруппированными попарно и обозначенными под пунктами «а», «б», «в», «г». Методика предполагает два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по пятибалльной шкале. Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать из пары ту пословицу, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.

Основной принцип оценивания результатов заключается в сравнении сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» - об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. Данной методикой допускается использование сокращенного варианта исследования, когда учащимся предъявляются только пословицы под буквами «а» и «б» или пословицы под буквами «в» и «г».

Учитывая возрастные особенности исследуемой группы учащихся, мы проводили исследование по сокращенному варианту данной методики. Испытуемым предъявлялись пословицы под буквами «а» и «б». По этому варианту текст методики содержит 15 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц, и противоречащих друг другу по смыслу.

При проведении исследования мы использовали второй вариант работы с методикой, который предполагает выбор испытуемым из предложенной пары пословиц той пословицы, с содержанием которой согласен в наибольшей степени. Основной принцип оценивания полученных результатов по этому варианту - сравнение количества выборов. Об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе свидетельствует большее количество выборов по ответам «а». Напротив, большее количество выборов по ответам «б» говорит об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

При проведении опосредованного исследования по определению уровня нравственной воспитанности учащихся и выявлению особенностей ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе по методике С. М. Петровой «Пословицы» мы получили следующие результаты:

1) количество выборов по ответам «а», которые свидетельствуют об устойчивости желательных ценностных отношений младших школьников к жизни, к людям, к самим себе, составило 57% в Инсарской СОШ № 1 и 72% - в Инсарской СОШ № 2;

2) количество выборов по ответам «б», свидетельствующим об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе, в Инсарской СОШ № 1 – 43%, в Инсарской СОШ № 2 – 28%.

Результаты, полученные в ходе исследования по методике С. М. Петровой «Пословицы», наглядно демонстрирует диаграмма на рисунке 5.

Рисунок 5 – Результаты исследования по методике С.М. Петровой «Пословицы».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Классификация ключевых компетентностей
Деление на компетентности условно, поскольку в реальной деятельности одновременно активны несколько сложных умений, вычленить которые в чистом виде невозможно. Мы не сможем однозначно ответить на вопрос, что является залогом успешной коммуникации: правильно поставленная цель коммуникации, адекватно ...

Методика нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников
Старшая группа В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стре ...

Теоретические подходы к проблеме агрессивного поведения в трудах отечественных и зарубежных авторов
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения показал, что на сегодняшний день многообразны как теории агрессивного поведения, так и выделенные формы поведенческой активности животных и человека. Среди теорий, естественно, следует указать на теории З. Фрейда, К. Лоре ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru