Образование » Эффективные программы по коррекции и развитию устной речи у младших школьников с задержкой психического развития » Методика и результаты изучения речевых функций у детей экспериментальной группы

Методика и результаты изучения речевых функций у детей экспериментальной группы

Страница 3

б) самостоятельное дополнение данного тематического ряда: тарелка, ложка, кружка…

в) называние предмета по его описанию. Ребенку предлагаются вопросы, характеризующие предмет: «Кто косой, слабый, трусливый ?» (по признакам), Что светит, сияет, греет?» (по действиям)

г) называние детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, курицы, утки, волка, лисы, медведя

д) нахождение общих названий: стол - мебель, а чашка . (что?), сапоги - обувь, а шуба . (что?), земляника - ягода, а боровик (что?), комар -насекомое, а щука . (кто?)

е) называние обобщенных слов по группе однородных предметов ( чашка – тарелка- диван = мебель)

2. Название признаков предмета:

а) морковь сладкая, а редька . (какая), ручей узенький, а река . (какая?), трава низкая, а дерево . (какое?) и т.д.

б) подобрать признаки к предметам: елка какая? (например, зеленая, пушистая, высокая, стройная), небо какое?, туча какая?, лимон какой?, часы какие? и т.д.

3. Названия действий людей и животных

а)повар (учитель, почтальон, сапожник, художник) что делает?

б) кто как передвигается: ласточка летает, а лягушка . (кузнечик, щука, змея, воробей, еж)

в) кто как кричит: петух кукарекает, а ворона . (воробей, голубь, сорока)

г) обиходные действия (например, входят, выходит, заходит, переходит, подходит, отходит)

4 . Название времен года, их последовательности, признаков

5 . Подбор слов с противоположным значением к словам (Большой, холодный, чистый, твердый ,широкий, и т.д)

6. Подбор синонимов к словам (боец, радость, врач, ненависть, верный, громкий, тайна, быстрый, сильный, умный )

7. Подбор однокоренных слов к словам (бачок, бочок, лиса, леса, коза, коса, земля, красить)

5 Обследование грамматического строя

1 Составление предложений по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок. Задаются вопросы, требующие ответов сложными предложениями (почему?, зачем? и т.д.)

2 Составление предложений по опорным словам (карточка с опорными словами: дети, лес, корзины, земляника, цветы, спелая, сладкая)

3 Составление предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке (карточка со словами: на, катается, лыжах, Саша)

4. Подстановка недостающего предлога в предложении (карточка с записью предложения: «Лампа висит . столом»)

5 Пересказ текста после прослушивания:

а) знакомый текст

б) незнакомый текст

6 Рассказ из собственного опыта (о любимых игрушке, книге, животном, празднике и т.д.)

7 Словоизменение

а) употребление существительного единственного и множественного числа в различных падежах. Исследование ведется по картинкам: «Чем покрыт стол? Чем мальчик режет хлеб? Кого кормит девочка? на кого смотрят дети? за чем дети идут в лес?»

б) образование форм родительного падежа множественного числа существительных.

Задают вопросы: «Чего много в лесу? (деревьев, кустов, ягод, листьев), «Чего много в саду?», «Чего много в этой комнате?»

в) преобразование единственного числа имен

существительных во множественное по инструкции: «Я буду говорить про один предмет, а ты про много» (рука - руки)

г) употребление предлогов. Предлагается ответить примерно на такие вопросы: «Где лежит карандаш?» (в коробке) , «А теперь?» (вынуть из коробки и положить на стол), «Откуда я взял карандаш?» (из коробки), «Откуда упал карандаш?» (со стола), «Откуда ты достал карандаш?» (из-под стола), «Где лежит карандаш?» (за коробкой), «Откуда ты достал карандаш?» (из-за под коробки)

8. Словообразование

а) образование уменьшительной формы существительного. Задание может быть таким: «Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие (стол - столик)

б) образование прилагательных от существительных. Предлагается ответить на вопросы: Из чего сделан стул (шкаф)?»

в) образование сложных слов (из 2 слов образовать одно) (камень дробить (камнедробилка), землю черпать (землечерпалка), сено косить (сенокосилка)

Результаты обследования речевых функций. Обследование звукопроизношения

Фамилия, Имя

Диагноз

Выполнение

1

Карсаев Андрей

ОНР 3 уровня, дизартрия

Межзубное произнесение звука С, смешивает Ж и З. Призубное произнесение звука Сь.

2

Нурмиев Рома

ОНР 3 уровня, дизартрия

нарушено произнесение шипящих ( ш, щ,ж), свистящих(с,з) и группы соноров( р,л). Наблюдаются замены: Р-л, С-Ш, Ж-З

3

Лилиеблатс Леонид

ОНР 3 уровня, дизартрия

замены ( ц-ч, р-л,с-ш, ,ж-з) .

4

Шуклин Андрей

ОНР 3 уровня, дизартрия

смешивает шипящие и свистящие (с-ш, з-ж, с-з, с-ж),

5

Саланова Надя

ОНР 3 уровня, дизартрия

Р иногда смешивает с Л.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Состояние работы по обучению детей созданию непредметных образов
В ходе анализа планов воспитателей оказалось, что в учебных планах представлено лишь традиционное (предметное) рисование. Запланировано по 2 занятия по изобразительной деятельности по 25 мин. в неделю, всего - 50 минут в неделю. Таким образом, у 100% исследуемых воспитателей в вариативной части про ...

Условия и факторы реализации инновационного подхода к организации воспитательной работы в школе - интернате
Инновационный подход к организации воспитательной работы в школе интернате требует глубокого и гибкого подхода к реализации многочисленных задач, стоящих перед образовательным учреждением. Всё это предопределяет необходимость его постоянного совершенствования и повышения продуктивности, зависящей о ...

Педагогический процесс как динамическая педагогическая система
Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъе ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru