б) самостоятельное дополнение данного тематического ряда: тарелка, ложка, кружка…
в) называние предмета по его описанию. Ребенку предлагаются вопросы, характеризующие предмет: «Кто косой, слабый, трусливый ?» (по признакам), Что светит, сияет, греет?» (по действиям)
г) называние детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, курицы, утки, волка, лисы, медведя
д) нахождение общих названий: стол - мебель, а чашка . (что?), сапоги - обувь, а шуба . (что?), земляника - ягода, а боровик (что?), комар -насекомое, а щука . (кто?)
е) называние обобщенных слов по группе однородных предметов ( чашка – тарелка- диван = мебель)
2. Название признаков предмета:
а) морковь сладкая, а редька . (какая), ручей узенький, а река . (какая?), трава низкая, а дерево . (какое?) и т.д.
б) подобрать признаки к предметам: елка какая? (например, зеленая, пушистая, высокая, стройная), небо какое?, туча какая?, лимон какой?, часы какие? и т.д.
3. Названия действий людей и животных
а)повар (учитель, почтальон, сапожник, художник) что делает?
б) кто как передвигается: ласточка летает, а лягушка . (кузнечик, щука, змея, воробей, еж)
в) кто как кричит: петух кукарекает, а ворона . (воробей, голубь, сорока)
г) обиходные действия (например, входят, выходит, заходит, переходит, подходит, отходит)
4 . Название времен года, их последовательности, признаков
5 . Подбор слов с противоположным значением к словам (Большой, холодный, чистый, твердый ,широкий, и т.д)
6. Подбор синонимов к словам (боец, радость, врач, ненависть, верный, громкий, тайна, быстрый, сильный, умный )
7. Подбор однокоренных слов к словам (бачок, бочок, лиса, леса, коза, коса, земля, красить)
5 Обследование грамматического строя
1 Составление предложений по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок. Задаются вопросы, требующие ответов сложными предложениями (почему?, зачем? и т.д.)
2 Составление предложений по опорным словам (карточка с опорными словами: дети, лес, корзины, земляника, цветы, спелая, сладкая)
3 Составление предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке (карточка со словами: на, катается, лыжах, Саша)
4. Подстановка недостающего предлога в предложении (карточка с записью предложения: «Лампа висит . столом»)
5 Пересказ текста после прослушивания:
а) знакомый текст
б) незнакомый текст
6 Рассказ из собственного опыта (о любимых игрушке, книге, животном, празднике и т.д.)
7 Словоизменение
а) употребление существительного единственного и множественного числа в различных падежах. Исследование ведется по картинкам: «Чем покрыт стол? Чем мальчик режет хлеб? Кого кормит девочка? на кого смотрят дети? за чем дети идут в лес?»
б) образование форм родительного падежа множественного числа существительных.
Задают вопросы: «Чего много в лесу? (деревьев, кустов, ягод, листьев), «Чего много в саду?», «Чего много в этой комнате?»
в) преобразование единственного числа имен
существительных во множественное по инструкции: «Я буду говорить про один предмет, а ты про много» (рука - руки)
г) употребление предлогов. Предлагается ответить примерно на такие вопросы: «Где лежит карандаш?» (в коробке) , «А теперь?» (вынуть из коробки и положить на стол), «Откуда я взял карандаш?» (из коробки), «Откуда упал карандаш?» (со стола), «Откуда ты достал карандаш?» (из-под стола), «Где лежит карандаш?» (за коробкой), «Откуда ты достал карандаш?» (из-за под коробки)
8. Словообразование
а) образование уменьшительной формы существительного. Задание может быть таким: «Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие (стол - столик)
б) образование прилагательных от существительных. Предлагается ответить на вопросы: Из чего сделан стул (шкаф)?»
в) образование сложных слов (из 2 слов образовать одно) (камень дробить (камнедробилка), землю черпать (землечерпалка), сено косить (сенокосилка)
Результаты обследования речевых функций. Обследование звукопроизношения
№ |
Фамилия, Имя |
Диагноз |
Выполнение |
1 |
Карсаев Андрей |
ОНР 3 уровня, дизартрия |
Межзубное произнесение звука С, смешивает Ж и З. Призубное произнесение звука Сь. |
2 |
Нурмиев Рома |
ОНР 3 уровня, дизартрия |
нарушено произнесение шипящих ( ш, щ,ж), свистящих(с,з) и группы соноров( р,л). Наблюдаются замены: Р-л, С-Ш, Ж-З |
3 |
Лилиеблатс Леонид |
ОНР 3 уровня, дизартрия |
замены ( ц-ч, р-л,с-ш, ,ж-з) . |
4 |
Шуклин Андрей |
ОНР 3 уровня, дизартрия |
смешивает шипящие и свистящие (с-ш, з-ж, с-з, с-ж), |
5 |
Саланова Надя |
ОНР 3 уровня, дизартрия |
Р иногда смешивает с Л. |
Три
группы здоровья
В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники распределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские группы: основную (не имеющую отклонений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную. Подготовите ...
Упражнения для обучения выразительному чтению по методике М.А.Рыбниковой
Для того, чтобы научиться выразительному чтению разработаны упражнения, через которые учитель должен провести учащихся, воспитывая внимание к звуку, к слову, к предложению, к абзацу, воспитывая четкость и ясность произношения, звучность и гибкость голоса, чуткость и требовательность слуха. Кром ...
План-конспект урока производственного обучения
Цели урока: Обучающая: формирование системы профессиональных умений по приготовлению блюд из фаршированных овощей. Воспитывающая: содействовать формированию самостоятельности, экономно расходовать сырьё, электроэнергию, воспитание ответственного отношения к порученному делу, бережно относиться к об ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.