Образование » Эффективные программы по коррекции и развитию устной речи у младших школьников с задержкой психического развития » Методика и результаты изучения речевых функций у детей экспериментальной группы

Методика и результаты изучения речевых функций у детей экспериментальной группы

Страница 2

Переставить, заменить, добавить звуки или слоги, чтобы получилось новое слово (сук (сок), стол (стул), марки (рамки), ложа (жало), сосна (насос) )

Закончить слова (пету бара… само )

Объяснить смысл предложений (на грядке лук, за рекой зеленый луг)

3 обследование понимания речи.

Обследование понимания номинативной стороны речи

Показ называемых предметов (называются окружающие ребенка предметы)

Узнавание предметов по описанию: «Покажи, чем чистят зубы»

Предъявление «конфликтных» картинок (слов с близкими фонематическим звучанием). Ребенка просят показать картинку с вороной среди 2 картинок – ворона и ворота

Понимание действий, изображенных на картинках. Ребенок должен показать ту картинку, о которой говорит логопед (1 девочка катается на коньках, девочка шьет, девочка читает, девочка поливает цветы)

Понимание слов, обозначающих признаки:

а) логопед предлагает сравнить предметные картинки и показать: где большой медведь, а где маленький, где длинный карандаш, а где короткий, тонкий - толстый (карандаш), узкая - широкая (лента), высокий - низкий (забор)

б) игра «Пирамидка». Надень красное кольцо,желтое, синее,зеленое и т. д.

в) покажи, где круглый стол, а где прямоугольный; где треугольный флажок, а где прямоугольный.

Понимание пространственных наречий (подними руки вверх, отведи в стороны, повернись вправо, влево)

Обследование понимания предложений:

Выполнение действий (2-3) в одной просьбе, предъявленной на слух в предложениях различной сложности ( « закрой, пожалуйста, дверь и выключи свет в комнате)

Понимание инверсионных конструкций:

а) ребенок должен определить, что сделано раньше ( карточка с предложением: « Я умылся после того, как сделал зарядку»)

б) прочитать предложение и ответить на вопрос: « Кто приехал?» ( « Петю встретил Миша»)

Выбрать из слов, приведенных в скобках, наиболее подходящие по смыслу ( карточка с предложением: « Утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо) воробьев»)

Исправить предложение (карточка с предложением: «Коза принесла корм девочке»)

Понимание сравнительных конструкций: какое из 2 предложений правильное (карточки с предложениями (рисунками): «Слон больше мухи», «Муха больше слона»)

Выбрать правильное предложение (карточки с предложениями (рисунками): «Взошло солнце, потому что стало тепло», «Стало тепло, потому что взошло солнце)

Закончить предложение (карточка с незаконченным предложением: «Перелетные птицы улетели в теплые края, потому что .»)

Обследование понимания грамматических форм

Понимание логико –грамматических отношений. Просим показать, где хозяйка собаки, где владелец мотоцикла.

Понимание отношений, выраженных предлогами (птичка сидит на клетке, под клеткой, около клетки, пред клеткой, за клеткой, в клетке). Нужно показать соответствующую картинку.

Понимание падежных окончаний существительных. Предлагается показать линейку ручкой, карандашом ручку и карандаш линейкой.

.Понимание форм единственного и множественного числа существительного. Ребенок должен показать, на какой картинке нарисован шар (шары) (картинки с изображением одного предмета и множества этого же предмета)

Понимание числа прилагательных. Необходимо показать, о какой картинке говорят: зеленый (что?), зеленые-?

Понимание рода прилагательных. Предлагается закончить фразу, указывая при этом на соответствующую картинку ( на картинке красное…., на картинке красный…, на картинке красная…)

Понимание форм единственного и множественного числа глаголов. Говорится о картинке, а ребенок должен показать ее ( на скамейке сидят ребята; на скамейке сидит девочка)

Понимание формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Объясняется что мальчика и девочку могут звать одинаково (Валя, Женя, Саша) и предлагаются картинки с изображением одного и того же действия, выполняемого мальчиком и девочкой ( Валя упал, Женя уснула, Саша пришел)

Понимание префиксальных изменений глагольных форм. Ребенок должен показать, где мальчик входит, а где выходит; где девочка наливает воду, а где выливает; какая дверь открыта, а какая закрыта и т.д.

Понимание глаголов совершенного и несовершенного вида. Предлагается пара картинок с изображением совершенных и совершаемых действий. ( указывается где девочка моет руки, а где вымыла)

Понимание залоговых отношений. Ребенок должен показать, где мальчик одевается сам, а где его одевает мама. Предлагается пара картинок с соответствующими действиями.

4 Обследование активного словаря

1. Обследование слов, обозначающих предметы:

а) называние предметов, изображенных на предъявляемых картинках( картинки с изображением предметов основных обобщающих групп- одежда, мебель, животные)

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Личностно ориентированное развивающее обучение
В технологии личностно ориентированного развивающего обучения особое значение придается такому фактору развития, который в традиционной педагогике, а также в развивающих системах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова почти не учитывался, игнорировался – субъектному опыту жизнедеятельности, п ...

Роль игры в образовании дошкольников
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. ...

Программа по выработке педагогического стиля деятельности
В овладении мастерством актерского воздействия на аудиторию решающую роль играют как природные задатки педагога, так и способность совершенствовать свой талант, приобретаемая в процессе обучения, воспитания, практической деятельности. Работоспособность – неотделимая черта таланта. Что такое педагог ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru