Легкость или трудность переключения внимания зависит от отношения человека к предшествующему и последующему учебному заданию: чем интереснее было предшествующее задание, тем труднее переключить внимание на новое; при обратном соотношении переключение внимания облегчается. Играет роль и предварительная настройка на деятельность в целом, и на отдельные учебные задания.
У одного и того же учащегося между концентрацией и переключением могут наблюдаться антагонистические отношения: чем в большей степени ученик сосредотачивается на одном задании, тем труднее ему переключать внимание на другое. В то же время и степень сосредоточения и переключаемость у одного учащегося могут быть выше, чем у другого.
Различают переключения внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека. Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.
Но переключение внимания нельзя путать с отвлекаемостью. Чисто внешне между ними имеется сходство, однако механизмы и содержание внимания в этих двух случаях разные: при переключении внимание переходит на другой объект сознательно и целенаправленно, с помощью волевого импульса. Физиологическое объяснение отвлекаемости – это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя. Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности. Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной ее напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Однако через 15-20 минут колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность школьника.
Если переключаемость внимания надо развивать, то с отвлекаемостью учеников учителю надо бороться.
Учащиеся с нарушениями зрения, в том числе с близорукостью, особенно младшего школьного возраста, испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой. Чрезмерное количество разнообразных видов деятельности, используемых учителем в ходе урока, приводит к быстрой утомляемости учащихся, следствием которой является неосознанное переключение внимания с выполняемого задания на что-то другое, оказавшееся в поле их зрения, т.е. происходит отвлечение внимания от выполняемой задачи.
Распределение внимания. Возможность выполнять под контролем сознания одновременно несколько операций и действий характеризует распределение внимания.
Успешность распределения внимания зависит от степени привычности действий. Привычные действия выполняются при меньшем контроле и интенсивности внимания, поэтому появляется возможность основной фокус внимания направлять на более важное в данный момент или плохо усвоенное действие. Успешность распределения внимания зависит и от того, есть ли связь между выполняемыми одновременно действиями. Если они образуют систему действий распределение внимания облегчается.
Воспитание внимания у школьников с нарушениями зрения тесным образом связано с формированием их личности. Внимание сопровождает формирование таких личностных качеств, как целенаправленность, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость и др. Присущие ученикам с недостатками зрения нарушение произвольного внимания препятствуют формированию у них целенаправленности поведения и деятельности, резко снижают их работоспособность.
Анализ опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня сформированности
толерантности у младших школьников
Как уже говорилось, цель нашего эксперимента – выявить степень сформированности толерантности у младших школьников. В ходе контрольного опроса учащимся были заданы следующие вопросы: 1. Что такое «Я» и как ты это понимаешь? 2. У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить понятие «Я и другие»? 3. Ты ...
Моделирование педагогической практики
Образовательная концепция Развивающего Обучения (основными авторами которой являются Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. В. Репкин) представляет собой целостное теоретическое построение, опирающееся на деятельностный подход в философии и на культурно-историческую концепцию в психологии. Результатом р ...
Средства развития коммуникативности
От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.