Образование » Особенности восприятия и внимания у детей младшего школьного возраста с близорукостью » Внимание – понятие, виды, особенности

Внимание – понятие, виды, особенности

Страница 3

Исследования Б.М.Теплова и В.Д.Небылицына показали, что качество внимания зависит от свойств нервной системы человека, нейродинамики. У возбудимых детей более или менее сохранены темп, объем психических процессов и соответственно качество внимания. Они не плохо переключаются с одного вида деятельности на другой. Но работают на низком уровне, так как постоянно отвлекаются. У тормозных учащихся, напротив, более сохранена устойчивость внимания и они могут часами ни на что не отвлекаться, выполняя простую монотонную работу. Но объем и переключаемость внимания у них страдают в наибольшей степени. У всех учащихся с дефектами зрения низкий уровень распределения внимания и они не могут одновременно концентрироваться на двух и более объектах.

Таким образом, послепроизвольное внимание тесно связано с мотивацией познавательной деятельности. Люди, заинтересованные в освоении новой информации или в осуществлении умственной деятельности, могут вызывать у себя послепроизвольное внимание, поэтому меньше утомляются и лучше усваивают получаемую информацию.

Внимание может быть направлено на внешние сигналы и на себя – на свои мысли, переживания, ощущения, движения. В связи с этим выделяют внешнее и внутреннее внимание. Внешнее внимание выражается в настороженности, бдительности, готовности к действию. Внутреннее внимание характеризуется углубленностью, сосредоточенностью на своих ощущениях, на предмете размышления. Взгляд при этом направлен как бы внутрь себя, устремлен в одну точку. Такое внимание, как писал выдающийся психолог С.Л.Рубинштейн, есть внутренняя деятельность под покровом внешнего покоя.

Внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга: невозможно быть одинаково сосредоточенным одновременно на внешних сигналах и на внутренних ощущениях или мыслях. Поэтому, по преданию, некоторые философы древности ослепляли себя для того, чтобы внешние впечатления не мешали самосозерцанию, т.е. внутреннему вниманию. Поэтому и младшим школьникам трудно выполнять сразу два задания: писать и слушать объяснение учителя.

Внимание характеризуется многими свойствами, которые можно сгруппировать в зависимости от его направленности (рис.1.2).

Рис. 1.2. Свойства внимания

К свойствам, характеризующим внимание, направленное на один объект, относятся: концентрированность (интенсивность), устойчивость и подвижность (лабильность). К свойствам, характеризующим внимание, направленное на несколько объектов, относятся переключаемость и распределяемость.

Одной из существенных характеристик внимания является его предметность, то есть постоянная направленность на какой-либо предмет, который выступает в роли объекта восприятия. Внимание не может быть ни на что не направленным. Чаще всего объект восприятия (он же – предмет внимания) один, все остальные не воспринимаются, человек «не обращает на них внимания». В связи с этим важно, чтобы при обмене информацией у преподавателя и обучающегося был общий (один и тот же) предмет внимания. Если человек не включился в активную познавательную деятельность, не сосредоточился на конкретном предмете (объекте внимания), расслабился, его внимание не «отдыхает», а обязательно направлено на посторонние объекты или деятельность или будет переключаться с объекта на объект, ни на одном из них не задерживаясь, познавательная деятельность при этом тормозится как побочная, мешающая. Поэтому во время познавательной деятельности следует сознательно направлять внимание на объекты, являющиеся ключевыми, основными.

Объем внимания – это количество объектов, которое человек может воспринимать одновременно и удерживать в сознании. Одновременно человек может охватывать вниманием в среднем 7 ± 2 не связанных между собой (то есть логически независимых) объектов. Большой объем воспринимаемой и изучаемой информации, которую необходимо усвоить, требует увеличение объема внимания. Поэтому важно определить, что именно будет объектом восприятия: отдельные слова, фразы, блоки высказываний, из смысловое содержание, а также тон речи, обстановка, в которой происходит обмен информацией. Объем внимания значительно возрастает, если воспринимаемые объекты (понятия, цифры, знаки, смысловые и функциональные конструкции и т.д.) удается связать в логические системы с единым смыслом. Основной способ – логический анализ изучаемой информации, ее целостное, систематизированное понимание.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Культура общения детей с взрослыми и сверстниками – составляющая основа культуры поведения
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение де ...

Методика и результаты изучения речевых функций у детей экспериментальной группы
При обследовании звукопроизношения важно обратить внимание на то, как ребенок произносит звук в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи. Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, уменьшающее ...

Гуманность как проявление гуманизма и как цель гуманизации
Гуманизм как социально-ценностный комплекс идей требует создания условий (политических, экономических, психологических, педагогических и др.) для свободного развития сущностных сил человека и творческой реализации его жизненных устремлений. Следовательно, гуманизм, являясь личностно ориентированной ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru