Образование » Особенности восприятия и внимания у детей младшего школьного возраста с близорукостью » Внимание – понятие, виды, особенности

Внимание – понятие, виды, особенности

Страница 4

Объем внимания учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы для детей с недостатками зрения значительно ниже объема внимания их нормально развивающихся сверстников, особенно при выполнении заданий, в которых требуется более высокий уровень обобщения и осмысления. К старшему школьному возрасту объем внимания возрастает, однако не достигает того уровня, который отмечается у старшеклассников массовой общеобразовательной школы.

Концентрация (интенсивность) внимания. Человек не может одновременно заниматься многими делами, так как его мозг способен перерабатывать в каждый момент времени лишь ограниченный поток информации. Поэтому он вынужден жертвовать всеми делами, кроме того, которое является самым важным в данный момент. На нем и концентрируется внимание, т.е. увеличивается его интенсивность. При этом остальные раздражители для человека как бы перестают существовать: он их не видит и не слышит. Концентрацию внимания можно сравнить с потоком солнечных лучей, концентрируемых линзой в одной точке (вспомните, как дети с помощью увеличительного стекла выжигают надписи на деревяшке).

Данное свойство внимания обеспечивает своеобразную «помехоустойчивость» человека к побочным, отвлекающим объектам или воздействиям. Проявление концентрации внимания в значительной мере зависит от типа его нервной системы и условий восприятия: так обладатели слабого типа нервной системы характеризуются малой помехоустойчивостью и нуждаются в ограничении внешних раздражителей, мешающих восприятию информации, представители же инертного типа, наоборот, очень помехоустойчивы и не нуждаются в создании специальных условий для этого.

Устойчивость внимания. Возможность длительное время поддерживать высокую интенсивность внимания называется его устойчивостью. Вообще говоря, постоянное длительное удержание концентрированного внимания практически невозможно: интенсивность внимания хотя и в небольших пределах, но колеблется. Подсчитано, например, что во время чтения за один час происходит больше 50 отвлечений со средней длительностью 1,2 с, иногда отвлечения внимания достигают даже 10-12 с. Поэтому можно говорить лишь об относительно устойчивом внимании.

Устойчивость внимания повышается, если учащийся активно взаимодействует с объектом, изучает, рассматривает его, а не просто смотрит, находит в нем что-то новое. Однако удерживать длительное время внимание на одном объекте трудно, так как такое наблюдение приводит к утомлению глазных мышц и мышц шеи.

Устойчивость внимания зависит и от интереса к учебному материалу; при отсутствии интереса удержать внимание учащегося трудно.

Поскольку младшие школьники не могут долго удерживать внимание на одном и том же задании, учителю следует самому использовать приемы, временно снижающие интенсивность внимания: рассказать какой-нибудь случай из жизни или из истории, который связан с проходимым материалом. Важно при этом, чтобы рассказ учителя оставался в рамках учебного задания, а не переходил на отвлеченные темы, иначе будет трудно снова сконцентрировать внимание учеников на учебном задании.

Подвижность (лабильность) внимания. Возможность преднамеренно изменять интенсивность внимания называется подвижностью внимания. Необходимость повышать или снижать интенсивность внимания возникает довольно часто. Например, переходя улицу, школьнику нужно повысить интенсивность внимания, а перейдя ее, можно снизить интенсивность внимания, переключить его на разговор с приятелем. Тот, кто быстро увеличивает или уменьшает интенсивность внимания, обладает лабильным вниманием, у того, кто делает это с трудом, внимание инертно.

Переключение внимания. Возможность преднамеренно перемещать внимание с одного объекта или действия на другие характеризует переключаемость (гибкость) внимания. Переключение внимания дает возможность учащимся держать по ходу деятельности под наблюдением сразу несколько объектов, быстро ориентироваться в ситуации. Оно обеспечивает текущий контроль за деятельностью, когда выполняются одновременно или друг за другом несколько действий или когда нужно контролировать несколько объектов. Учитель, например, во время проведения урока должен держать в поле своего внимания всех учащихся, наблюдать за поведением и работой каждого из них. У детей это свойство внимания играет особую роль в играх, где деятельность связана с постойной сменой игровой ситуации, с необходимостью наблюдения за перемещениями играющих.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Личностно ориентированное развивающее обучение
В технологии личностно ориентированного развивающего обучения особое значение придается такому фактору развития, который в традиционной педагогике, а также в развивающих системах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова почти не учитывался, игнорировался – субъектному опыту жизнедеятельности, п ...

Организация как функция менеджмента
Как отмечает Сидорова Л.К. организация - единство состояния и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней сред фирмы. Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю. определ ...

Психические особенности развития навыков самоконтроля у младших школьников
Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в контроле своих усилий. Как сделать, чтобы ученик совершал усилия не ради учительской похвалы или хотя бы не только ради нее? Зависимость от внешнего контроля снижается тогда, когда у человека формируется внутренняя контролирующая инстанция - самоконтрол ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru