Образование » Особенности восприятия и внимания у детей младшего школьного возраста с близорукостью » Внимание – понятие, виды, особенности

Внимание – понятие, виды, особенности

Страница 2

Изменение положения объекта в пространстве также дает эффект новизны восприятия, поэтому перемещающиеся объекты привлекают к себе большее внимание, чем неподвижные, что и используется в уличной рекламе («бегущая строка»).

Возникновение и поддержание непроизвольного внимания зависит как от общего внутреннего настроя человека на определенную деятельность, на восприятие определенных объектов, так и от внешних условий организации его деятельности, условий восприятия объектов. Непроизвольное внимание характеризуется явно выраженной неустойчивостью во времени, поэтому опираться в познавательной деятельности только на него нецелесообразно.

Преднамеренная активизация внимания связана с произвольными механизмами и, следовательно, с приложением волевого усилия для направления внимания на тот или иной объект, на изменение интенсивности внимания. Роль волевого усилия становится особенно заметной, когда возникают затруднения в сосредоточении на учебном задании, например при потере интереса к нему или, наоборот, при желании скорее начать его выполнение, не дослушав объяснение учителя.

Учитель должен использовать на уроке как произвольное, так и непроизвольное внимание. Если он будет использовать только произвольное внимание учащихся, то процесс обучения будет протекать с большим психическим напряжением, станет для учеников тяжелым, неинтересным трудом, лишенным радости. Но если педагог поставит своей целью сделать занятие только развлекательными, выдвинет в уроке на первый план занимательность, т.е. будет стремиться активизировать непроизвольное внимание, то учащиеся не научатся настойчивости, будут неспособны удерживать длительное время произвольное внимание. По этому поводу К.Д.Ушинский писал: «Должно делать учение занимательным для ребенка, но в то же время должно требовать от детей точного исполнения и незанимательных задач, не наклоняя слишком ни в ту, ни в другую сторону, давая пищу пассивному вниманию и упражняя активное, которое хотя и слабо в ребенке, но может и должно развиваться и крепнуть от упражнения».

Произвольное внимание служит для достижения заранее поставленной и принятой к исполнению цели. Круг объектов произвольного внимания потенциально безграничен, поскольку не определяется особенностями стимуляции, спецификой организма и интересами субъекта. Сознательное намерение обратить и сосредоточить свое внимание на чем-либо – отличительная черта всех случаев произвольного внимания.

Внимание – это и усилие по удержанию предмета собственной деятельности. Но этого мало. Внимание – это еще и переживание усилия. Приведу по этому поводу соображения Л.С.Выготского: «Откуда оно берется при произвольном внимании? Нам представляется, что оно берется из добавочной сложной деятельности, которую мы называем овладением вниманием. Совершенно естественно, что это усилие должно отсутствовать там, где механизм внимания начинает работать автоматически. Здесь есть автоматические процессы, есть конфликт и борьба, есть попытка направить процессы внимания по другой линии, и было бы чудом, если бы все это совершалось без серьезной внутренней работы субъекта, работы, которую можно измерить сопротивлением, встречаемым произвольным вниманием.

Воспитание внимания у школьников тесным образом связано с формированием их личности. Внимание сопровождает формирование таких личностных качеств, как целенаправленность, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость и др. Присущие ученикам нарушение произвольного внимания препятствуют формированию у них целенаправленности поведения и деятельности, резко снижают их работоспособность. Наблюдается взаимосвязь между нарушениями познавательной деятельности с дефектами их произвольного и непроизвольного внимания.

Послепроизвольное внимание обеспечивает наибольшую эффективность умственной деятельности, которое характеризуется тем, что не требует заметных волевых усилий для сосредоточения на деятельности. Это внимание является самым эффективным и длительным. Этот вид внимания предполагает сознательное волевое направление внимания в начале деятельности, которую следует выполнить, и одновременно возникновение интереса к деятельности или ее результату (он может объясниться важностью выполняемой деятельности, ее приятными последствиями, удовлетворением, испытываемым от самого процесса деятельности, и т.д.). Возникновение такого интереса обеспечивает глубокое и довольно быстрое «вхождение» в работу, после чего исчезает необходимость в волевых усилиях, удерживающих внимание. Через каждые 6-10 секунд мозг человека отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая-то часть информации может быть потеряна.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Реакции родителей на рождение ребенка с нарушением слуха
Обнаружение у ребенка нарушения слуха при рождении или в первые месяцы жизни обычно вызывает у родителей стрессовое состояние, так как изменяются планы, связанные с рождением ребенка, и представление обо всей дальнейшей жизни. В этой ситуации, как отмечают А.А. Сагдуллаев (1990), М.М. Семаго (1991) ...

Формирование ценности здорового образа жизни у воспитанников президентского кадетского училища
Проведенные в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состоянии здоровья молодого поколения России. По данным НИИ социологической гигиены и организации здравоохранения в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Одной из основных причин сложившегося п ...

Характеристика методики исследования экологических знаний дошкольников
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — в соответствии с концепцией автора про граммы «Юный эколог» С.Н. Николаевой - предполагает, во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого долж ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru