Образование » Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной школы путем использования музыкально-игровой драматизации » Динамика развития музыкально-творческих способностей учащихся 1-х классов в условиях музыкально-игровой деятельности

Динамика развития музыкально-творческих способностей учащихся 1-х классов в условиях музыкально-игровой деятельности

Страница 1

Формирующий эксперимент предполагал применение музыкально-игровой драматизации в учебном процессе в целях формирования музыкально-творческих способностей личности младших школьников.

Контрольный срез после проведения формирующего эксперимента состоял из трех заданий, ставящих целью определить по результатам их выполнения, насколько вырос уровень музыкально-творческих способностей учащихся 1-х классов.

Методики и цель заданий описаны в предыдущих параграфах. По приведенному ниже графику (рисунок 1) можно сделать определенные выводы по поводу качественных изменений при выполнении контрольных творческих заданий в классах с применением того или иного методического варианта.

В классе, работавшему по первому методическому варианту, в сравнении с констатирующим экспериментом, резко возрос показатель высокого уровня творческих способностей учащихся. Он составляет – 41.4%.

Средний уровень развития творческих способностей показали – 42.5% учащихся, а низкий уровень – 16.1%, что почти в 3 раза меньше этого уровня в констатирующем эксперименте.

Такие результаты стали возможны благодаря применению в учебном процессе блока уроков музыки и ритмики. В этом случае каждый урок, выполняя свою специфическую функцию, взаимодействовал с другим, что способствовало повышению уровня восприятия музыки, развитию музыкального мышления, приобретению определенного опыта музыкально-сценической деятельности, совершенствованию музыкально-ритмических движений.

Класс, работавший по второму методическому варианту, показал наивысшие результаты среднего уровня творческого потенциала учащихся (он составил 50.5%), а также наименьший процент низкого уровня, который опустился до 10.8%. Высокий уровень развития музыкально-творческих способностей учащихся составил 38.7%. Такие высокие результаты получены благодаря сочетанию в воспитательно-учебном процессе уроков музыки и внеклассной художественно-творческой деятельности, где большую роль играла методика коллективных дел и сотрудничества, применение которой предполагало демократизацию принципов обучения.

Таким образом, экспериментальная работа значительно повысила уровень сформированности у школьников качеств, необходимых в творческой деятельности на уроках музыки. Об этом свидетельствуют результаты проверки контрольных заданий, предоставленные в таблице 3.

Контрольный класс, который обучался в условиях традиционного урока музыки показал наименьший процент высокого и среднего уровней развития творческих способностей (8.3%, 41.7%) и наибольший процент низкого уровня развития детей (50%) (рисунок 1).

Сравнивая результаты экспериментальных классов с результатами контрольного, можно отметить резкое повышение уровня таких показателей, как увлеченность детей творческим заданием, проявление инициативы и сотрудничества между детьми при выполнении заданий, побуждение детей к самостоятельности, увеличение объема музыкально-ритмических движений, согласованность и выразительность движений под музыку, более тонкое и дифференцированное восприятие отдельных музыкальных средств и умение связать их с конкретным музыкальным образом.

Сравнительная таблица 4 отражает динамику развития музыкально-творческих способностей первоклассников, содержит данные, доказывающие эффективность разработанной системы, позволяет утвердить необходимость целенаправленного, непрерывного и последовательного обучения для формирования специальных знаний и умений, личностных качеств, требующихся для музыкально-игровой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Подвижник педагогики Песталоцци
Педагогический мир отмечает в 1996 г. 250-летие со дня рождения выдающегося швейцарского педагога Иоанна Генриха Песталоцци. Его жизнь и судьба вошли в летопись педагогических исканий человечества. Это было время, когда экономическое и социокультурное развитие западноевропейских стран потребовало р ...

Планирование специфических результатов, содержания и форм построения физического воспитания
Основными аспектами предметно-конструктивного планирования процесса физического воспитания являются: планирование результирующих показателей (конкретно оцениваемых текущих и итоговых результатов, по которым судят о реализации поставленных целей и задач); планирование материала занятий и параметров ...

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности
В современной психолого-педагогической науке считается, что творчество – понятие условное, может выражаться не только в создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно нового (для данной области, данного времени, в данном месте, для самого субъекта). Обобщенные ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru