Образование » Оценка эффективности деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования » Методика оценки эффективности деятельности среднего профессионального учебного заведения

Методика оценки эффективности деятельности среднего профессионального учебного заведения

Страница 1

При анализе показателей, на основе которых определяется эффективность деятельности средних профессиональных учебных заведений, наиболее дискуссионными являются финансово-экономический и инфраструктурный, т.е. количество разработанных образовательным учреждением денег и общее количество имеющихся в его распоряжении учебных и научных площадей. На первый взгляд данные показатели не имеют ничего общего с главной целью функционирования средних профессиональных учебных заведений - подготовкой высококачественных и конкурентоспособных специалистов для рынка труда. Однако если проводить более глубокий анализ, то в выделении Минобрнауки вышеуказанных критериев оценки эффективности средних профессиональных учебных заведений есть логика.

Так в условиях открытости получения высшего профессионального образования и свободной рыночной конкуренции у средних профессиональных учебных заведений появилась возможность не только обучать студентов за счет бюджетных ассигнований, т.е. получая государственное задание на подготовку кадров соответствующей квалификации, но и привлекать студентов, готовых самостоятельно оплачивать свое обучение. В результате общий бюджет образовательного учреждения складывается из двух основных частей - субсидии на выполнение государственного задания (бюджетные средства) и средств от платной образовательной деятельности (внебюджетные средства). Кроме того, образовательные учреждения могут и должны зарабатывать деньги за счет науки, получая различные гранты РФФИ, РГНФ, ФЦП, а также заключать договоры с коммерческими структурами на научные разработки.

Суммированно доходы от образовательной и научной деятельности, как бюджетные, так и внебюджетные, у большинства государственных федеральных средних профессиональных учебных заведений составляют 80 - 90% всех средств учреждения. Оставшиеся 10 - 20% бюджета учебные заведения зарабатывают за счет оказания различных услуг коммерческого характера, в т.ч. оплаты проживания в общежитиях, доходов от студенческих столовых и буфетного обслуживания, реализации книгоиздательской продукции, услуг типографий, оргвзносов на проведение различных мероприятий (конференций, круглых столов, форумов) и т.д. У средних профессиональных учебных заведений с высоким качеством образования и развитой научной деятельностью объемы бюджетных и внебюджетных источников финансирования сопоставимы, что характеризует как наличие бюджетных мест и получение государственного задания, так и высокую конкурентоспособность образовательного вуза на рынке коммерческого образования, т.е. значительное количество студентов, самостоятельно оплачивающих свое образование.

В результате, анализируя доходы среднего профессионального учебного заведения в расчете на одного научно-педагогического работника, можно сделать вывод, насколько востребованы услуги, предоставляемые учебным учреждением. Также нужно понимать, что государство не в состоянии полностью финансировать сферу среднего профессионального образования, оно должно направлять бюджетные ассигнования в первую очередь на подготовку специалистов по приоритетным для национальной экономики направлениям, специальностям и профилям. Поэтому образовательные учреждения должны активно бороться не только за бюджетные средства, но и за привлечение коммерческих студентов, при этом качество образования, как для бюджетных, так и для платных студентов должно оставаться одинаково высоким. В противном случае объем коммерческого набора будет снижаться из-за невостребованности специалистов, выпускаемых образовательным учреждением, и, как следствие, финансовая ситуация в учебном заведении также будет ухудшаться. Из приведенных обоснований становится понятно, что наличие в мониторинге эффективности средних профессиональных учебных заведений показателя по объему финансово-экономической деятельности образовательного учреждения, безусловно, необходимо и целесообразно.

Еще более спорным показателем в мониторинге, проводимом Минобрнауки, является площадной показатель - количество квадратных метров учебных и научных помещений в образовательном учреждении в расчете на одного студента. Конечно, для ряда гуманитарных и творческих специальностей показатели количества и качества аудиторного учебного фонда не столь принципиальны. Хорошего историка, филолога или даже актера можно подготовить и в небольших помещениях, не оборудованных компьютерной техникой и различными приборами. Однако надо понимать, что в современных условиях образовательное учреждение - это крупный образовательный центр, в рамках которого производится подготовка студентов по десяткам направлений, специальностей и профилей, в т.ч. и по высокотехнологичным. В этих условиях меняется и подход к оснащенности учебных помещений, общему их объему и качеству научных лабораторий. Ведь хорошего физика, медика, спортсмена или инженера без соответствующих профессионально оборудованных учебных помещений и научных лабораторий сегодня подготовить невозможно.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Воспитание толерантности в системе высшего образования
Образование подрастающих поколений, обеспечивая механизм трансляции этнического наследия новым поколениям, призвано, вместе с тем, обеспечить и интеграционные процессы, заложить основы для понимания и общения с другими культурами, нацеливать на умение поддерживать и развивать диалог культур. Этим з ...

Методические основы использования разноуровневых тестов
Использование разноуровневых тестов является одной из дифференцированных форм учебной деятельности. Необходимость организации таких форм учебной деятельности учащихся на уроке математики следует из: - требований развивающего характера обучения; - принципа индивидуального подхода к каждому учащемуся ...

Организация проблемного обучения в детском саду
Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи). Существуют четыре уровня проблемности в обучении: 1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru