Образование » Методика преподавания подраздела "Электротехника" » Этапы становления технологического образования в России

Этапы становления технологического образования в России

Страница 4

Затем выяснилось, что из 1,5 млн рабочих мест в школах почти половина не отвечает элементарным требованиям, что 90% оборудования, предназначенного для трудового и профессионального обучения, изношено до предела. Оказалось, что тысячи сельских школ так и не имеют школьных участков. Стало очевидным, что получаемые в школе и УПК профессии не нужны ребятам - лишь 11 - 14% выпускников в 1986-1987 гг. связали с ними начало своего трудового пути, при этом на деле подтвердилось не более 4% присвоенных школьникам разрядов.

Таким образом, оказалось, что прежние ориентиры утеряны, хотя постепенно определились направления демократизации трудовой подготовки - ее дифференциация, многовариантность содержания и форм, свобода выбора последних с учетом интересов и возможностей учащихся и педагогов.

В 1989 г. из временного положения о средней школе полностью выпали принципы, характеризующие ее как трудовую и политехническую. Не упоминалось там и о соединении производительного труда с обучением.

Одновременно произошли два характерных для переходного периода явления:

• из-за кризиса в промышленности свернулась почти повсеместно та трудовая подготовка, которая состояла на иждивении у базовых предприятий;

• в большинстве своем выжили и окрепли экономически эффективные (точнее, выгодные школе, предприятию, ребятам и взрослым) формы включения учащихся в труд.

Разрешенная хозяйственная самостоятельность школ, возможность экономического маневра и налоговые льготы ученических трудовых объединений обусловили массовое становление школьных и межшкольных кооперативов, арендных хозяйств и участков, деятельность которых оценивалась педагогами и учащимися в основном по прибыли и заработку.

Любой доход школьного кооператива или другого объединения учащихся отражается на улучшении условий учебно-воспитательной работы и на повышении чувства собственного достоинства подростков, получающих заработанные деньги.

Трудовой компонент воспитательной системы важен и как организатор жизни школьников, как дело, требующее совместных согласованных усилий. Это может быть художественно-эстетическая, конструкторско-дизайнерская или другая деятельность, связанная с продуктивным выходом. Важно лишь, чтобы при этом потребности детей обогащались стремлением к внутреннему совершенствованию, заботой о людях, утверждением достоинства своего и других людей, товарищества и справедливости.

Таким образом, историю становления трудового обучения можно разбить на четыре этапа: I - конец XIX в. и до 1917 г.; II - с 1917 г. до Великой Отечественной войны; III - послевоенное время и до конца 80-х гг.; IV – с 1996 г.

I этап. В 1884 г. в общеобразовательных учебных заведениях России началось введение в качестве самостоятельного учебного предмета педагогического ручного труда. Декларируемые цели - общее развитие детей, содействие развитию промыслов, подготовке промышленных рабочих, развитие у учащихся самостоятельности и творческого отношения к решению жизненных проблем.

На данный этап приходятся начало и значительная часть творческой деятельности С.Т. Шацкого, выдающегося отечественного педагога, теоретика и практика трудовой школы.

Трудовое начало сводилось в основном к трудовому обучению. У мальчиков это был ручной труд, у девочек его аналог - рукоделие. Программ, определявших содержание обучения, было множество (к тому же учителям разрешалось вносить в них изменения), но все они предусматривали изучение в процессе изготовления полезных изделий дерево - и металлообработки у мальчиков, шитья, вязания и вышивания у девочек.

II этап – 20 – 30-е гг. Это период широкомасштабных и длительных экспериментов – той серии попыток в тяжелейших условиях (гражданская война, разруха, коллективизация и индустриализация) заменить старую школу учебы новой, трудовой, отвечающей запросам общества, вставшего на путь радикальных преобразований, в которой были бы воплощены идеи политехнизма, соединения обучения с производительным трудом.

Рассматриваемое время можно поделить на три кротких периода. Первый (1917-1922) характеризуется тем, что на центральное место в учебно-воспитательном процессе пытались поставить производительный труд, органически связав его с обучением. Образовательную работу требовалось концентрировать вокруг трудовой деятельности школьников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Особенности воспитания навыков чтения у умственно отсталых учащихся
Уроки чтения в младших классах вспомогательной школы по А.К.Аксёновой организуются как объяснительное чтение и ставят перед собой задачи развития у учащихся навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, сообщения первоначальных сведений о природе и обществе, а также нравствен ...

Выявили влияние применения нетрадиционных форм утренней гимнастики на воспитание интереса у дошкольников к физической культуре
Базой исследования являлись дети старшей - подготовительной группы МДОУ № 52 города Подольска, в количестве 20 человек. Нами были проведены диагностические беседы с детьми у которых были обнаружены незначительные и выраженные нарушения осанки в составе 20 человек. Мы использовали 2 диагностические ...

Анализ педагогической и методической литературы по рисованию как средству развития творческих способностей детей
Основным условием развития детского творчества является обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующих ее). То есть в сферу обучения входят и форми ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru