Образование » Методика преподавания подраздела "Электротехника" » Этапы становления технологического образования в России

Этапы становления технологического образования в России

Страница 4

Затем выяснилось, что из 1,5 млн рабочих мест в школах почти половина не отвечает элементарным требованиям, что 90% оборудования, предназначенного для трудового и профессионального обучения, изношено до предела. Оказалось, что тысячи сельских школ так и не имеют школьных участков. Стало очевидным, что получаемые в школе и УПК профессии не нужны ребятам - лишь 11 - 14% выпускников в 1986-1987 гг. связали с ними начало своего трудового пути, при этом на деле подтвердилось не более 4% присвоенных школьникам разрядов. что такое самозанятость

Таким образом, оказалось, что прежние ориентиры утеряны, хотя постепенно определились направления демократизации трудовой подготовки - ее дифференциация, многовариантность содержания и форм, свобода выбора последних с учетом интересов и возможностей учащихся и педагогов.

В 1989 г. из временного положения о средней школе полностью выпали принципы, характеризующие ее как трудовую и политехническую. Не упоминалось там и о соединении производительного труда с обучением.

Одновременно произошли два характерных для переходного периода явления:

• из-за кризиса в промышленности свернулась почти повсеместно та трудовая подготовка, которая состояла на иждивении у базовых предприятий;

• в большинстве своем выжили и окрепли экономически эффективные (точнее, выгодные школе, предприятию, ребятам и взрослым) формы включения учащихся в труд.

Разрешенная хозяйственная самостоятельность школ, возможность экономического маневра и налоговые льготы ученических трудовых объединений обусловили массовое становление школьных и межшкольных кооперативов, арендных хозяйств и участков, деятельность которых оценивалась педагогами и учащимися в основном по прибыли и заработку.

Любой доход школьного кооператива или другого объединения учащихся отражается на улучшении условий учебно-воспитательной работы и на повышении чувства собственного достоинства подростков, получающих заработанные деньги.

Трудовой компонент воспитательной системы важен и как организатор жизни школьников, как дело, требующее совместных согласованных усилий. Это может быть художественно-эстетическая, конструкторско-дизайнерская или другая деятельность, связанная с продуктивным выходом. Важно лишь, чтобы при этом потребности детей обогащались стремлением к внутреннему совершенствованию, заботой о людях, утверждением достоинства своего и других людей, товарищества и справедливости.

Таким образом, историю становления трудового обучения можно разбить на четыре этапа: I - конец XIX в. и до 1917 г.; II - с 1917 г. до Великой Отечественной войны; III - послевоенное время и до конца 80-х гг.; IV – с 1996 г.

I этап. В 1884 г. в общеобразовательных учебных заведениях России началось введение в качестве самостоятельного учебного предмета педагогического ручного труда. Декларируемые цели - общее развитие детей, содействие развитию промыслов, подготовке промышленных рабочих, развитие у учащихся самостоятельности и творческого отношения к решению жизненных проблем.

На данный этап приходятся начало и значительная часть творческой деятельности С.Т. Шацкого, выдающегося отечественного педагога, теоретика и практика трудовой школы.

Трудовое начало сводилось в основном к трудовому обучению. У мальчиков это был ручной труд, у девочек его аналог - рукоделие. Программ, определявших содержание обучения, было множество (к тому же учителям разрешалось вносить в них изменения), но все они предусматривали изучение в процессе изготовления полезных изделий дерево - и металлообработки у мальчиков, шитья, вязания и вышивания у девочек.

II этап – 20 – 30-е гг. Это период широкомасштабных и длительных экспериментов – той серии попыток в тяжелейших условиях (гражданская война, разруха, коллективизация и индустриализация) заменить старую школу учебы новой, трудовой, отвечающей запросам общества, вставшего на путь радикальных преобразований, в которой были бы воплощены идеи политехнизма, соединения обучения с производительным трудом.

Рассматриваемое время можно поделить на три кротких периода. Первый (1917-1922) характеризуется тем, что на центральное место в учебно-воспитательном процессе пытались поставить производительный труд, органически связав его с обучением. Образовательную работу требовалось концентрировать вокруг трудовой деятельности школьников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Организация практической работы. Осуществление анализа готовых изделий
Цель: развитие самостоятельности при выполнении практической работы. Тщательно продуманное проведение предыдущих этапов урока в значительной мере способствует увеличению самостоятельности учащихся в процессе деятельности и предупреждению ошибок. При выполнении изделия используются следующие вариант ...

Тяжёлые нарушения речи, причины, классификация
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Несмотря на ...

Проблемы формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей была актуальной во все времена и остается таковой сегодня. Одним из комплексных показателей здоровья ребенка является состояние его осанки. Формирование правильной осанки должно осуществляться главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте и ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru