Образование » Методика преподавания подраздела "Электротехника" » Этапы становления технологического образования в России

Этапы становления технологического образования в России

Страница 3

Причиной тому была не только слабая материальная база, но, прежде всего отсутствие той трудовой, гуманитарной и психологической культуры.

С середины 20-х годов становится очевидным, что массовой общеобразовательной школе не удалось осуществить комплексные программы. В 1927 г. школа вернулась к предметному обучению. Начавшаяся индустриализация страны вызвала усиленное внимание к трудовой подготовке. Она становится главной целью воспитательной системы общеобразовательной школы.

Этот курс соединяется с теорией политехнического образования, ставшей идеологией советской трудовой школы. В тот период на трудовое обучение отводилось от 6 до 12 ч в неделю, а старшие школьники все шире подключались к производственной практике на предприятиях.1-й Всероссийский политехнический съезд (август 1930 г) решил прикрепить все городские школы к предприятиям, а в сельской местности - к МТС, колхозам и совхозам. Однако постановлениями ЦК ВКП (б) от 5 сентября 1931 г. "О начальной и средней школе" и от 25 августа 1932 г. "Об учебных планах и режиме в начальной и средней школах" подчинение школы и трудовой подготовки учащихся непосредственно производственным задачам. В школе восстанавливается предметное преподавание основ наук, в том числе и трудового обучения как отдельного предмета.

Однако в марте 1937 г. приказом Наркомпроса, подписанным наркомом А.С. Бубновым, трудовое обучение в общеобразовательной школе было отменено. И хотя формальный повод заключался в отсутствии квалифицированных учителей и материальной базы, что "формировало у школьников неправильные представления о социалистическом производстве", дело было в ином. С начала "великого перелома" по 1934 г.15-миллионный поток готовых к любой работе мигрантов влился из разоренной деревни в город. Теперь школа должна была поставлять стране не примитивную рабочую силу, а подготовленных абитуриентов для институтов и техникумов, т.е. расширить базу новой, советской интеллигенции, ряды которой, кстати, скоро начнут быстро редеть под рукой "отца народов". Была и еще одна причина. Произошло окончательное огосударствление школы (и педагогики), и сформировалась авторитарная воспитательная система. Главным стало содержание, прошедшее "научно-марксистскую проработку".

Но страна нуждалась в технической интеллигенции, и вовлечение молодежи "в поход за техникой" обрело форму клубно-досуговой деятельности. Таким образом, труд, связанный с техническими увлечениями школьников (больше всего военно-техническими видами), остался в авторитарной воспитательной системе предвоенных и первых послевоенных лет.

Следует отметить, что образовавшуюся нишу по подготовке молодежи к трудовой жизни заполнили созданные 2 октября 1940 г. в системе трудовых резервов различные училища - ремесленные (РУ), железнодорожные (ЖУ) - со сроком обучения 2 года и школы ФЗО (6 мес.). В дни войны, учившиеся в них подростки заменили рабочих, ушедших на фронт, а после войны специальные РУ (на полном гособеспечении) спасли от голодной смерти десятки тысяч сирот.

В начале 50-х годов бурный технический прогресс вновь поставил перед общеобразовательной школой проблему подготовки учащихся к производительному труду. Сказалось и то обстоятельство, что к этому времени (особенно к середине 50-х годов) количество выпускников средних школ стало превышать потребности институтов и техникумов в абитуриентах. XIX съезд КПСС в 1952 г. принял решение о развертывании в общеобразовательной школе трудовой политехнической подготовки учащихся. В 1954 г. Министерство просвещения РСФСР вместе с Академией педагогических наук пересмотрели учебный план и включили в него новый предмет - трудовое обучение. В начальных классах он стал называться "ручной труд", который рассматривался как одно из средств всестороннего развития учащихся; в V-VII классах ввели труд в мастерских и на пришкольном участке, а для старшеклассников - факультативы производственно-трудового и профессионального характера.

Постановка проблем трудового обучения в школе неизбежно и теснейшим образом связана с социально-экономическими изменениями в обществе.

Появление аббревиатуры ОППТ (общественно полезный производительный труд), не подкрепленной ничем кроме внушаемой педагогической самодостаточности, привело к тому, что разрыв между действительной производительной деятельностью и той, которая имитировалась, стал разительным. Даже совершенно незначительный ход научно-технического прогресса выталкивал производительный труд школьников на периферию общественного.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Социально-психологические типы личности ребенка, соответствующие определенному стилю семейного воспитания
В.М. Минияров выделяет следующие основные семь характерологических свойств личности ребенка, которые вытекают из того детерминированного сценария воспитания, который складывается под влиянием социальных факторов и средств педагогического воздействия и о которых говорил в свое время Э. Берн. Получае ...

Стили общения
Что же такое стиль педагогического общения, в чем его своеобразие, как он формируется? Об этом следует поговорить подробно. Для продуктивной коммуникативной деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент. Специфика педагог ...

Формирование толерантности у младших школьников
Определив в процессе проведения констатирующего эксперимента цель дальнейшего исследования, был составлен тематический план кружка «Я, ты, мы – семья». Нужно отметить, что кружок даёт возможность педагогу проводить работу целенаправленно, сочетать групповые формы работы с индивидуальной, формироват ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru