Образование » Методика преподавания подраздела "Электротехника" » Этапы становления технологического образования в России

Этапы становления технологического образования в России

Страница 5

На втором отрезке (1923-1927) была сделана попытка, в центр учебно-воспитательной работы школы поставить теоретическое изучение производства и трудовой деятельности человека. Общеобразовательная подготовка должна была осуществляться в комплексе с трудовой и опираться на нее.

Начало индустриализации, коллективизации, первой пятилетки вызвало новый поворот в развитии трудовой школы. Во время третьего периода (1928-1932) упор был сделан на усиление ее политехнизации, сближение с производством. В учебный план вводился курс основ производства, школы прикреплялись к ближайшим предприятиям и хозяйствам, изучение ряда предметов предлагалось вести в тесной связи с "материнским" производством.

III этап - 50-80-е гг. - время сравнительно успешного развития трудового начала в школе, постепенного становления системы трудовой подготовки учащихся. Этот процесс был вызван ростом потребности народного хозяйства в квалифицированных кадрах, увеличением значения молодежи как источника пополнения трудовых ресурсов.

Существенной чертой процесса развития трудовой подготовки было внимание к определению ее целей. Они носили общий характер: готовить школьников к практической деятельности, труду в народном хозяйстве, в первую очередь в материальном производстве, способствовать всестороннему развитию личности. В нормативных документах, прежде всего в учебных программах по трудовому обучению, цели формулировались более конкретно. Со временем они уточнялись, при этом ведущей тенденцией было возрастающее внимание к усилению воспитательной, развивающей, а также политехнической и профориентационной направленности занятий по труду.

Структура и содержание сложившейся в основном к середине 70-х гг. системы трудовой подготовки учащихся характеризуется следующими чертами. Звеньями системы, связанными между собой, дополняющими друг друга, были трудовое, допрофессиональное и профессиональное обучение, общественно полезный производительный труд, внеклассная и внешкольная работа по техническому творчеству, профориентация, политехническая, направленность общеобразовательных предметов.

К концу 70-х гг. неотъемлемой частью работы большинства школ, межшкольных УПК, детских внешкольных учреждений стала профессиональная ориентация. Главным ее направлением являлась профинформация.

В 1988-1989 гг. временным коллективом ученых и практиков, возглавляемым В.А. Поляковым, с учетом накопленного опыта была разработана "Концепция трудовой подготовки подрастающего поколения и учащейся молодежи в системе непрерывного образования", не утратившая своего значения, на взгляд многих педагогов, и по сей день.

IV этап – 1996 г. Качественные структурные и социально-экономические изменения последних десятилетий в развитых странах называют переходом к постиндустриальному обществу. Они привели к смене концепций развития и управления - от технократического подхода к инновационному, от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами. В структуре жизнедеятельности на первое место вышли такие категории, как человек-личность, человек-профессионал. Наиболее значимыми факторами развития страны становятся наряду с профессиональной компетентностью такие качества работника как творчество и способность к непрерывному развитию и самообразованию. Аналогичные процессы начались и в нашей стране и уже привели к изменению образовательных потребностей общества. А это, в свою очередь, стимулировало проведение в 90-е годы реформы образования, направленной на осуществление гуманистического подхода к обучению и воспитанию с использованием новых методов и педагогических технологий. Основной целью образования на современном этапе является улучшение подготовки молодежи к эффективной жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях. Важную роль в реализации этой цели должно сыграть введение в учебный процесс российской школы образовательной области "Технология". Новым в преподавании технологии по сравнению с трудовым обучением является направленность:

- на развитие творческой, инициативной, самостоятельной и предприимчивой личности учащихся;

- на формирование у школьников основ проектной, технологической культуры, культуры общения, труда, дома;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Понятие технологического образования
Современный научно-технический и социальный прогресс общества кардинально изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей его жизни. В этих условиях резко возрастает преобразовательная деятельность людей по созданию искусственной технической среды на базе научных знаний ...

«Механизмы» нравственного воспитания
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельн ...

Фитбол гимнастика - средство коррекции осанки
Мы выяснили, что новой формой занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей является фитбол-гимнастика. Фитбол в переводе с английского, означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи: - Развитие двигательных качеств; ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru