Образование » Приемы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора в начальной школе » Современные подходы к работе над произведениями устного народного творчества в начальной школе

Современные подходы к работе над произведениями устного народного творчества в начальной школе

Страница 4

Делу — время, потехе — час. Труд кормит, а лень портит. Мал золотник, да дорог. Красота приглядится, а ум пригодится. Хочешь стать орлом, а трясёшься, словно курица перед насестом. Не спеши языком, торопись делом.

Ф. Бунаков, ученик К. Д. Ушинского, высоко ценил народную поэзию и считал, что «в пословице важно именно понимание общего ее смысла: в то же время она так кратка, так не обильна словами, что смысл ее охватить легче, нежели смысл довольно длинной статейки, если он только доступен ребенку». Он предлагал такой вид работы с пословицами: учитель лишь намекал на пословицу, хотел, чтобы дети сами подумали и назвали пословицу.

Труд кормит, а что же лень?

Ученье свет, а неученье что?

Поговорка — цветочек, а что же пословица?

Готовь летом сани, а что же зимой?

Дружно не грузно, как же врозь?

Реже, чем сравнение или антитеза, используется в пословицах эпитет.

Старого воробья на мякине не обманешь. И мутную воду пьют в невзгоду. Жизнь дана на добрые дела. Всякое дело мастера боится. Согласного стада и волк не берёт. Длинная нитка — ленивая швея. Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха. Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того — на зелёной ветке. Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя глаза продирает.

Эпитет может быть самостоятельным и единственным средством выражения мысли в пословице, а может быть использован наряду с другими художественными приемами. Главное в работе над эпитетом: помочь детям понять их роль в создании образа пословицы и оценить их точность, яркость и выразительность. Уместным здесь будет такое задание:

Восстановите пословицы, вставляя пропущенные прилагательные:

За (какой?) головой, как за каменной горой.

Слова: крепкой, большой, дурной, молодой, старой.

(Какое?) слово, что весенний день.

Слова: умное, доброе, ласковое, хорошее.

(Какая?) книга — лучший друг.

Слова: хорошая, полезная, умная, содержательная, интересная, занимательная, поучительная.

(Какую?) дружбу и топором не разрубишь.

Слова: прочную, крепкую, хорошую.

(Какой?) зверь далеко бежит.

Слова: молодой, старый, храбрый, трусливый, испуганный, шустрый, пугливый, робкий.

В « Русской азбуке» (сост. В.Г.Горецкий и др.) некоторые пословицы подобраны очень удачно, потому что соотносятся с содержанием рассказов на развороте страниц (например, при знакомстве с буквами х, к, в, м). Это способствует раскрытию, пониманию обобщенного переносного смысла помещенных под иллюстрациями пословиц, которые дети могут употребить, рассказывая о своей жизни, например: Перо пишет, а ум водит. Шутке – минутка, а делу – час.

Пословицы и поговорки представляют собой богатый материал для обучения нормам произношения, совершенствования орфоэпической культуры детей. Внутренняя рифма созвучия помогает запомнить норму.

Вместе то(шн)о, порознь ску(шн)о.

Один бу(льё)н поедим и опять до(льё)м.

У фашистов ши(нэ)ли не по русской метели.

Слова в пословицах подобраны не только по смыслу, но и по звучанию. Гласные и согласные звуки повторяются, связывают предложения:

Я не я и лошадь не моя, я и не изво(щ)ик.

Не разбивши яиц, не сделаешь яи(шн)ицы.

Поэтому, работая с пословицами, следует обращать внимание учащихся на произношение гласных и согласных звуков, производить элементарный орфоэпический разбор общеупотребительных слов.

Как (ш)или, так и износим.

Кабы свинье рога, всех бы со свету (ж)ила.

Сперва ты меня повози, а там и я на тебе поезжу (ж и доп. ж).

Ску(ш)ен день до вечера, коли делать нечего.

Серде(ш)ный друг не родиится вдруг.

Ле(хг)ую вину прощают.

Ле(хч)е друга потерять, чем найти.

Мя(хк)ое слово кости не ломит.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Похожие публикации:

Генезис и развитие идеи толерантности в истории образования
Проблема толерантности является предметом изучения философии, социологии, психологии, этнографии, истории, религиоведения, культурологии и др. наук. Для педагогики она приобрела особое значение в последнее десятилетие в условиях гуманистического воспитания. Для истории педагогики идея толерантности ...

Эмпирические показатели социальной адаптации леворуких детей после проведения с ними комплексов упражнений на синтез работы полушарий
Данная методика была проведена в Центре образования №12 г. Новомосковска в период с октября 2005 года по апрель 2006 года. Количество детей 12 человек, гендерный состав: 7 девочек, 5 мальчиков. Все они обучаются в 1-х классах. Рекомендуемые упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизир ...

Представление урока в рамках категории Процесса
В наиболее общем понимании процесс – смена во времени различных состояний. Внутренняя природа этих состояний в модели не фиксируется, важно лишь, что эти состояния могут быть каким-либо способом различены. Модель процесса включает в себя, во-первых, способ различения образующих его состояний, во-вт ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru