Образование » Приемы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора в начальной школе » Современные подходы к работе над произведениями устного народного творчества в начальной школе

Современные подходы к работе над произведениями устного народного творчества в начальной школе

Страница 3

Работа без ума никому не нужна.

Рядом выставлены следующие иллюстрации:

Мальчик со столярным инструментом. Он мастерит кормушку для птиц. Кормушка получается хорошая. Мальчик радостно улыбается.

В доме у окна, подперев щеку рукой, сидит девица; со скучающим видом она смотрит в окно. У лавки, где она сидит, валяется брошешшй ею веник. В доме не прибрано. А за окном в пруду бабы полощут белье, кто-то моет коня, кто-то ловит рыбу. Мимо окна улыбающаяся девица несет на коромысле воду.

Мальчик, уже вроде сделавший скворечник. Но пока он приделывал его к дереву, крышка отвалилась. Сам скворечник завалился на бок. Птицы полетели прочь от такого домика.

Во дворе дома только что кипела работа; вокруг лежат наколотые дрова, часть их уже уложена в поленницу. Работник вспотел от работы, от него исходит облако пара. Он присел на минутку отдохнуть и перекусить, в руках у него ломоть хлеба с салом.

Зима. Дети катаются на коньках по льду. А один мальчик, которому показалось, что очень скользко, посыпает его песком. Уже кто-то прокатился по посыпанному песком льду и упал.

Мы обратили внимание на картинность, живописность формы пословицы, ее способность рисовать жизнь, не прибегая к описанию. В силу этой своей специфики пословица, стремясь к наиболее яркой выразительности, довольно часто прибегает к сопоставлению двух предметов или явлений. Сопоставляя предметы или явления, народ их либо сравнивает, либо противопоставляет.

Речи как мёд, а дела как полынь.

Чужая душа — потёмки.

Спи камешком, вставай перышком.

Огонь без дыму, человек без ошибки не бывает.

Клевета — что уголь: не обожжёт, так замарает.

Знания не кошель: за плечами не носить.

Как видно из приведенных примеров, сравнения имеют разные средства выражения: с союзами как, что; без союзов; форму творительного падежа; синтаксический параллелизм; сравнения могут разъясняться; даются и отрицательные сравнения.

Выясняя художественный смысл сравнения, раскрываем мудрую мысль пословиц, их содержание. Например:

В лесу лес не ровен, в миру — люди.

Все были в лесу? Какие деревья растут в нем? — спрашивает учитель.

Ели, сосны, березы, дубы, осины и др.,— отвечают дети.

Чем похожи, чем различаются эти деревья?

Одно дерево большое, другое маленькое. Сосна стройная, а рядом березка кривая.

Деревья в лесу все разные. И люди тоже все разные. У каждого своя внешность, свой характер. Каждый человек — это целый мир. Вот почему люди сравниваются с деревьями в лесу.

В работе над сравнениями в пословицах используются разные упражнения и задания. Вот одно из них.

Восстановите пословицы, подобрав к ним соответствующие сравнения:

Друг не испытанный, что .

Дурную славу нажить, как .

За старой головой, как .

Красавица без ума, что .

Красна девка в хороводе, что .

Ласковое слово, что .

Сравнения для вставки: что кошелёк без денег; как за каменной горой; что орех не сколотый; как пить попросить; что маков и,вет в огороде; что весенний день.

При выполнении этого задания главное даже не в том, справятся дети с ним во всех предложенных случаях или нет, а в том, чтобы привлечь их внимание к мелодике, красоте, мудрости народного слова.

Антитеза — одно из наиболее характерных художественных средств фольклора. Это средство широко используется и в жанре пословицы. Обращение народа-творца к антитезе обусловлено тем, что пословица — малый жанр и может пользоваться только самыми яркими, самыми выразительными, самыми эффективными языковыми средствами. В пословице проявляется стремление нравственно-этически воздействовать на слушателя, показывая, что можно, чего нельзя, что хорошо, что плохо, что полезно, что вредно, т. е. пословица, характеризуя явление, дает ему оценку. Частое употребление антитезы объясняется и противоречивой сущностью многих жизненных явлений. Так же, как в волшебных сказках, в таких пословицах противопоставляются добро и зло в конкретных его проявлениях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Ушинский – основоположник научной педагогики
Мировую славу русской педагогике принес Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871). Прожил он недолгую, но удивительно плодотворную жизнь. Великий русский педагог – демократ, основоположник русской педагогической науки и народной школы в России, автор выдающихся трудов «Человек, как предмет воспита ...

Теоретические подходы к проблеме агрессивного поведения в трудах отечественных и зарубежных авторов
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения показал, что на сегодняшний день многообразны как теории агрессивного поведения, так и выделенные формы поведенческой активности животных и человека. Среди теорий, естественно, следует указать на теории З. Фрейда, К. Лоре ...

Анализ готовности воспитателей к проведению занятий по непредметному рисованию
В ходе анализа готовности воспитателей к проведению занятий по непредметному рисованию, нами было проведено тестирование по нескольким тестам, позволяющим выявить определенные характеристики педагогического мастерства, а также психологические характеристики, имеющие важное значение для данного напр ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru