Образование » Приемы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора в начальной школе » Современные подходы к работе над произведениями устного народного творчества в начальной школе

Современные подходы к работе над произведениями устного народного творчества в начальной школе

Страница 2

Что же представляют собой пословицы как учебный материал?

Пословица, пожалуй, самый мудрый фольклорный жанр.

Пень не околица, глупая речь не пословица.

Мудрость эта заключена в краткой, лаконичной форме.

Эта притча короче носа птичья.

А. А. Потебня подмечал, что народные пословицы — это не что иное, как сжатые небольшие поэтические произведения — басня, сказка, комедия. В самом деле, чем не басня:

Пожалел волк кобылу: оставил хвост да гриву.

Звал волк овцу в кумы — не пошла.

Разве не возникнет ассоциаций с волшебными или бытовыми сказками в пословице Разумный и в пустыне дорогу найдёт, а глупый и по дороге заблудится?

А из комедий самая выразительная, наверное, вот эта:

Сбил, сколотил — вот колесо;

Сел да поехал — ах, хорошо!

Оглянулся назад — одни спицы лежат.

Или:

Жил-был молодец: дома не видал веселья, ушёл на чужбину — заплакал.

Пословица любопытна, ее интересует все, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, все знает и обо всем имеет свое собственное, народное конечное суждение. Пословичные оценки разных явлений действительности характеризуются интонационным богатством и эмоциональной выразительностью.

Не имеешь счастья с утра, не найдёшь и вечером.

С твоим умом только в горохе сидеть.

Отмеченная выше характерная черта жанра выявляется только в устной речи, и дополненная мимикой, ярким жестом пословица превращается в маленькую инсценировку. Можно эту инсценировку развернуть, добавив к ней эпическую часть. Так поступал Л. Н. Толстой. Вот несколько примеров из его «Азбуки».

Эпическая часть:

Два человека на улице нашли вместе книгу и стали о ней спорить. Третий спросил: «Кто из вас грамотный?» Они сказали: «Никто, оба неграмотные».

Пословица. Два плешивых за гребень дерутся.

Еще:

Мальчик катался на льду и расшиб нос.

Без костей и рыбки не съешь.

Один человек много про себя рассказывал.

Кто бы дятла знал, кабы носом не стучал. .

Два рыбака тянули невод. Когда стало тяжело, один остановился и сказал, что невод не хороший, другой остановился и сказал: «Невод хороший, но груз лишний». Третий сказал: «После рассудим, а теперь тянуть надо».

За спором дело стало.

Л. Н. Толстой прекрасно понимал специфику пословицы как жанра устного народного творчества. На многие пословицы, по мнению великого писателя и педагога, мог бы быть написан «ряд не то повестей, не то картин».

Использование в работе с пословицами картинок, иллюстраций к ним подсказывается также и особенностями наглядно-образного мышления младших школьников.

К уроку подбирается одна картинка, изображающая работу человека или какую-либо его деятельность, например: рыбная ловля, изготовление птичьего домика, сбор урожая в саду и т. п. К одной картинке берется ряд пословиц, синонимичных по значению, по смыслу:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Хочешь есть калачи, не лежи на печи. И др.

А можно взять одну пословицу и к ней подобрать несколько иллюстраций, раскрывающих ее смысл, например:

Семь раз примерь, один раз отрежь.

В большом деле и маленькая помощь дорога.

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

Тем самым не только обеспечивается понимание смысла пословицы, но и осознается ее обобщенность и многозначность. Кроме того, использование иллюстраций к пословицам расширяет зрительные представления детей, развивает образное мышление, творческое воображение.

Даны пословицы:

Дело мастера боится.

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

Поспешишь — людей насмешишь.

Ты меня, работушка, не бойся, я тебя не трону.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие публикации:

Практические аспекты организации и проведения современного урока ФК в школе
Хорошая подготовка учителя к урокам – залог успешного их проведения. Подготовку к урокам учитель начинает задолго до начала учебного года. Он внимательно знакомится с программным материалом, продумывает последовательность его изучения. Много внимания учитель уделяет планированию программного матери ...

Методические основы использования разноуровневых тестов
Использование разноуровневых тестов является одной из дифференцированных форм учебной деятельности. Необходимость организации таких форм учебной деятельности учащихся на уроке математики следует из: - требований развивающего характера обучения; - принципа индивидуального подхода к каждому учащемуся ...

Описание групп испытуемых и методов исследования
В экспериментальной части нашей работы мы решили изучить психологические особенности профессионального самоопределения у старшеклассников, а так же проанализировать полученные данные. Мы предположили, что старшеклассники, выбравшие будущую профессию, отличаются изменениями в формировании мотивацион ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru