Образование » Приемы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора в начальной школе » Современные подходы к работе над произведениями устного народного творчества в начальной школе

Современные подходы к работе над произведениями устного народного творчества в начальной школе

Страница 5

Родная земля мя(хч)е чужой перины. …

Постоянная работа с пословицами помогает избежать ошибок и в выборе места ударения.

Иногда ударение в словах определяется рифмой.

Был бы досуг, будет и друг.

Огонь да берёсту не клади в одно место.

Даст тебе ломоть, да заставит неделю молоть.

Может «подсказать» ударение и ритмическое построение пословиц.

Бела береста_ _/ да деготь чёрен._ _/_ _

Не спросят у гуся_ _/_ _ не зябнут ли ножки._ _/_ _

Обучая детей акцентологическим нормам, можно обратить внимание и на разнообразные формы сравнений.

Сравнение выражено посредством союзов.

Богатый в деньгах, что мышь в крупе.

Сказал – как ножницами отрезал.

Вертится, как береста в огне.

Сравнение выражено бессоюзной формой ( сравнение - образец).

Клей да рубанок столяру отцу родные.

Царская работа – одна зевота.

Избалуется овца – хуже козы станет.

В пословицах и поговорках слова с постоянным ударением редки.

Не убил рябчика, ешь свёклу.

Морковь разгоняет кровь.

От плохого человека вред семи кварталам.

Одну туфлю нашел, а праздник устраивает.

Ломоту хромотою исцеляют.

Цель приведенных выше заданий и упражнений — помочь детям понять художественную речь, воплощенную в пословицах. Методистами установлено, что чем глубже проникновение школьника в образное обобщение художественного произведения, тем неизбежнее его оценка любой речи в смысловом и выразительном отношении, в том числе и собственной. Постичь смысл пословицы — значит воспринять обобщенно-метафорический образ, заключенный в ней, и конкретизировать его, используя для этого имеющийся у школьников жизненный и читательский опыт. Путь к постижению смысла — анализ его в единстве с формой, поэтому мы получаем иной результат, если сначала обращаем внимание детей на эту форму, учим осмысливать каждое слово, сравнивая его с возможными синонимами, выясняя, какой оттенок смысла вносит другое слово, что с чем сравнивается и почему, как характеризует это человека или явление действительности, наблюдаем за композицией пословиц, содержащих антитезы, и т. д. Все перечисленные виды языковой работы и представляют собой способы анализа пословицы как особой художественной формы, как жанра устного народного творчества. Фиксируя внимание детей на специфике и разнообразии художественного образа, мы учим их читать художественные произведения и закладываем основу литературного развития.

Таким образом, решение задач литературного развития зависит от выбора материала, его расположения, его количества. Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем с помощью этого учебного материала образное мышление детей, формируем у них высокий строй чувств, предоставляем возможность ощутить радость познания красоты родного языка, и для этого мы отбираем, прежде всего, те пословицы, которые обладают, по меткому определению Ушинского, «живописностью формы и поэтичностью духа».

Кстати, отметим, что принятый в стабильных учебниках «Родное слово» (авторы: В. Г. Горецкий, JI. Ф. Климанова, Л. К. Пискунова, JI. С. Геллерштейн), «Родная речь» (авторы: В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. Ф. Климанова) тематический принцип расположения хорош только для пословиц, поговорки же, обладая совершенно иной художественностью, требуют особого расположения и не могут быть помещены вместе с пословицами в одних и тех же рубриках, как это сделано в указанных выше учебниках. Количество пословиц, которые можно давать детям за один урок, также установлено и теоретически, и экспериментально — их не может быть более 7—9. Именно такое количество произведений младшие школьники способны осмыслить и запомнить за 45 минут. Знание и учет такого рода деталей обязательно для учителя, так как возможности пословиц как учебного материала для литературного развития учащихся могут быть реализованы только при строго определенных методических условиях, которые диктуются как их жанрово-художественной спецификой, так и особенностями художественного восприятия младших школьников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Похожие публикации:

Структура урока физической культуры
Одним из наиболее важных вопросов, связанных с уроком физической культуры, является вопрос о построении урока. Под структурой урока понимается ориентировочный план, которым можно пользоваться как основой при составлении отдельного урока. Структура урока помогает учителю в рациональном подборе упраж ...

Высшее образование
Система высшего образования Финляндии состоит из двух параллельных секторов: университетов (и приравненных к ним вузов) и профессиональных вузов. Университетская система исходит из принципа тесной связи между научными исследованиями и обучением. Основная функция таких вузов – заниматься научными ис ...

Основные формы религиозного воспитания осужденных
Настоящий Исправительно-трудовой Кодекс Украины уточнил понимание форм организации воспитательной работы, строго ограничив их перечень индивидуальными, групповыми и массовыми. Закон не конкретизирует формы организации воспитательной работы, набор которых весьма широк. Из них наибольшее распростране ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru