Образование » Приемы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора в начальной школе » Современные подходы к работе над произведениями устного народного творчества в начальной школе

Современные подходы к работе над произведениями устного народного творчества в начальной школе

Страница 5

Родная земля мя(хч)е чужой перины. …

Постоянная работа с пословицами помогает избежать ошибок и в выборе места ударения.

Иногда ударение в словах определяется рифмой.

Был бы досуг, будет и друг.

Огонь да берёсту не клади в одно место.

Даст тебе ломоть, да заставит неделю молоть.

Может «подсказать» ударение и ритмическое построение пословиц.

Бела береста_ _/ да деготь чёрен._ _/_ _

Не спросят у гуся_ _/_ _ не зябнут ли ножки._ _/_ _

Обучая детей акцентологическим нормам, можно обратить внимание и на разнообразные формы сравнений.

Сравнение выражено посредством союзов.

Богатый в деньгах, что мышь в крупе.

Сказал – как ножницами отрезал.

Вертится, как береста в огне.

Сравнение выражено бессоюзной формой ( сравнение - образец).

Клей да рубанок столяру отцу родные.

Царская работа – одна зевота.

Избалуется овца – хуже козы станет.

В пословицах и поговорках слова с постоянным ударением редки.

Не убил рябчика, ешь свёклу.

Морковь разгоняет кровь.

От плохого человека вред семи кварталам.

Одну туфлю нашел, а праздник устраивает.

Ломоту хромотою исцеляют.

Цель приведенных выше заданий и упражнений — помочь детям понять художественную речь, воплощенную в пословицах. Методистами установлено, что чем глубже проникновение школьника в образное обобщение художественного произведения, тем неизбежнее его оценка любой речи в смысловом и выразительном отношении, в том числе и собственной. Постичь смысл пословицы — значит воспринять обобщенно-метафорический образ, заключенный в ней, и конкретизировать его, используя для этого имеющийся у школьников жизненный и читательский опыт. Путь к постижению смысла — анализ его в единстве с формой, поэтому мы получаем иной результат, если сначала обращаем внимание детей на эту форму, учим осмысливать каждое слово, сравнивая его с возможными синонимами, выясняя, какой оттенок смысла вносит другое слово, что с чем сравнивается и почему, как характеризует это человека или явление действительности, наблюдаем за композицией пословиц, содержащих антитезы, и т. д. Все перечисленные виды языковой работы и представляют собой способы анализа пословицы как особой художественной формы, как жанра устного народного творчества. Фиксируя внимание детей на специфике и разнообразии художественного образа, мы учим их читать художественные произведения и закладываем основу литературного развития.

Таким образом, решение задач литературного развития зависит от выбора материала, его расположения, его количества. Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем с помощью этого учебного материала образное мышление детей, формируем у них высокий строй чувств, предоставляем возможность ощутить радость познания красоты родного языка, и для этого мы отбираем, прежде всего, те пословицы, которые обладают, по меткому определению Ушинского, «живописностью формы и поэтичностью духа».

Кстати, отметим, что принятый в стабильных учебниках «Родное слово» (авторы: В. Г. Горецкий, JI. Ф. Климанова, Л. К. Пискунова, JI. С. Геллерштейн), «Родная речь» (авторы: В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. Ф. Климанова) тематический принцип расположения хорош только для пословиц, поговорки же, обладая совершенно иной художественностью, требуют особого расположения и не могут быть помещены вместе с пословицами в одних и тех же рубриках, как это сделано в указанных выше учебниках. Количество пословиц, которые можно давать детям за один урок, также установлено и теоретически, и экспериментально — их не может быть более 7—9. Именно такое количество произведений младшие школьники способны осмыслить и запомнить за 45 минут. Знание и учет такого рода деталей обязательно для учителя, так как возможности пословиц как учебного материала для литературного развития учащихся могут быть реализованы только при строго определенных методических условиях, которые диктуются как их жанрово-художественной спецификой, так и особенностями художественного восприятия младших школьников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Похожие публикации:

Развитие творчества в непредметном рисовании
Проблемы непредметного рисования до настоящего времени в педагогике рассмотрены крайне ограничено, однако, сам феномен непредметного рисования известен в науке, как важнейшая часть одного из направлений психотерапии - так называемой, арт-терапии. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации раз ...

Педагогическая поддержка детей из асоциальных семей
Педагогическая поддержка – это требование времени. О.С.Газманом вместе с Т.В.Анохиной разработаны основные принципы обеспечения педагогической поддержки: - согласие ребенка на помощь и поддержку, - опора на личные силы и потенциальные возможности личности, - вера в эти возможности, - ориентация на ...

Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Первые представления о норме поведения, принятых в обществе, ребёнок получает в семье и в детском саду. Ребёнок много знает об окружающем мире от родителей и из собстве ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru