Образование » Приемы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора в начальной школе » Современные подходы к работе над произведениями устного народного творчества в начальной школе

Современные подходы к работе над произведениями устного народного творчества в начальной школе

Страница 9

«Какая живая и полезная беседа может быть закреплена в душе дитяти подобной живописной загадкой! Словом, я смотрел на загадку как на картинное описание предмета»,— писал Ушинский.

Интересными загадками пересыпаны страницы «Азбуки» JL Н. Толстого. Он широко использовал загадки, отражающие быт крестьянина, природу. Вот, к примеру , некоторые загадки из его «Азбуки»:

Кланяется, кланяется,

Придёт домой – растянется. (топор)

Два братца глядятся,

А вместе не сойдутся. (пол и потолок)

Без рук, без ног, а под окном стучится, - в дом просится. (ветер)

В наше время возможности использования загадок возрастают и связи с тем, что загадка, бывшая некогда фольклорным жанром, стала жанром литературным. Прекрасные загадки были созданы выдающимися советскими детскими писателями К. Чуковским, С. Маршаком. В этом жанре работают современные литераторы Л. Рождественская, В. Фетисов и другие. В их загадках отражены явления, окружающие современного ребенка, природа, знакомый ребенку мир. Загадка учит задумываться над закономерностями, совершающимися в природе, приучает к наблюдательности, развивает художественное чутье.

Что за гуси пролетают?

По семёрке в каждой стае.

Вереницею летят,

Не воротишь их назад. (Время: дни недели.)

Предлагаемая детям загадка нуждается в анализе даже тогда, когда дети отгадали ее правильно. Опыт показывает, что отгадки могут быть случайными. Кроме того, дети должны войти в художественный образ, понять, почему использована такая метафора — «гуси». Им необходимо задать вопросы. Вот, например, какие вопросы могут быть заданы: почему вы думаете, что «гуси» — это дни? Почему их семь? Видели ли вы полет гусей? Слышали ли слово гуськом? Что значит, выражение летят вереницей? Почему гусей нельзя возвратить назад? Как надо относиться ко времени, раз оно не возвращается? Как зовутся эти гуси? (Дети должны перечислить названия дней недели в прямом и обратном порядке.)

Думается, что возможности загадки как игрового жанра ещё далеко не исследованы и не полностью реализуются в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи у детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствует формированию образности речи детей школьного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А.Сохина.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.

Речь – доказательство, требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно школьники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Похожие публикации:

Региональный компонент в инновационных программах дагестанских ученых-педагогов
Дагестанские народные художественные и ремесленно- декоративные промыслы являют собой заметный и общепризнанный потенциал в традиционной культуре не только нашего региона, но и в общем, многонациональном наследии Российской Федерации. Такие яркие и, добавим, гармонически сочетающие в себе утилитарн ...

Методика воспитания выразительности и координации движений посредством музыкальных игр и танцев
Анализ методической и научной литературы показывает, что художественная гимнастика один из видов спорта со сложно координационной деятельностью, требующей от спортсменок не только широкого круга умений, навыков и качеств, но и проявление высокой степени выразительности и координации движений. В име ...

Закономерности развития устной речи у детей в норме
Чтобы понять специфические особенности развития речи у детей с ЗПР, необходимо знать закономерности ее развития в норме. Полноценное развитие речи невозможно без сохранной психологической базы. В своих исследованиях Л.С. Выготский отмечал, что на первых этапах развития сложные психические процессы, ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru