С учетом вышесказанного, в рамках выпускной квалификационной работы на базе МАДОУ ДС КВ "Золотой Петушок" г Новый Уренгой было проведено опытно-экспериментальное исследование с целью выявления влияния работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада на уровень их агрессивности.
В исследовании принимали участие дошкольники двух старших групп в возрасте 5-6 лет в количестве 30 человек, из которых 15 детей старшей группы "Незабудка" составили экспериментальную группу и 15 детей группы "Смородинка" составили контрольную группу. Состав экспериментальной и контрольной группы представлен в приложении 1.
В ходе исследования использовались такие методы исследования, как наблюдение, беседа, а также психодиагностические методики: модификация Н.В. Тарабриной детского варианта рисуночного теста С. Розенцвейга, тест "Рисунок человека", разработанный К. Маховером на основе теста Ф. Гудинаф и проективная методика Е.О. Смирновой "Картинки".
В результате диагностики по всем трем методикам мы получили данные, согласно которых в экспериментальной и контрольной группе 20% детей имеют ярко выраженный высокий уровень агрессивности.
На основе результатов первичной диагностики нами была разработана программа работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях детского сада, целью которой являлось создание психолого-педагогических условий для снижения уровня агрессивности у детей дошкольного возраста.
В этой связи перед программой стояли следующие задачи: снижение агрессивности у детей дошкольного возраста; снятие негативных психических состояний; повышение уровня адекватности самооценки; повышение уровня самоуважения и уверенности в себе; формирование межличностного доверия со сверстниками; формирование коммуникативных умений.
После реализации в экспериментальной группе программы работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях детского сада, с дошкольниками экспериментальной и контрольной групп с целью анализа динамики уровня агрессивности по итогам проведения программы было проведено повторное диагностирование.
Анализ результатов первичной и контрольной диагностик по всем трем методикам показали, что работа социального педагога по профилактике агрессивного поведения в условиях детского сада позволяет уменьшить на 15% количество детей с высоким уровнем агрессивности и увеличить до 20% количество неагрессивных дошкольников.
Результаты диагностирования были также подтверждены наблюдениями воспитателя экспериментальной группы и социального педагога. По их мнению, после проведения программы профилактики агрессивного поведения, в группе уменьшилось количество детей с более выраженной склонностью к агрессивности.
Положительная динамика уровня агрессивности детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод об эффективности разработанной и апробированной программы, соответственно, данная программа может быть использована в работе социального педагога по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Таким образом, в ходе настоящего исследования, поставленная цель была достигнута. Задачи были успешно решены. Гипотеза, сформулированная на базе изучения и анализа научно-теоретической литературы и проведенного исследования, подтверждена.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем отражены основные теоретические подходы к проблеме агрессивного поведения дошкольников, причины и факторы возникновения и особенности проявления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста; выявлены возможности работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения дошкольников в условиях детского сада.
Методы исторического познания
Историко-генетический метод. Гносеологическая суть и логическая природа. Функции историко-генетического метода в историческом исследовании. Характерные черты. Описательность, фактографизм и эмпиризм. Опыт применения в конкретно-исторических исследованиях. Историко-сравнительный метод. Понимание ист ...
Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»
Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Учителям совместно с родителями, медицинскими работниками, психологами и общественностью необходимо так организовать школьную деятельность ...
Три
группы здоровья
В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники распределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские группы: основную (не имеющую отклонений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную. Подготовите ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.