Образование » Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в рисовании непредметных образов » Динамика творческих показателей дошкольников при использовании непредметного рисования

Динамика творческих показателей дошкольников при использовании непредметного рисования

Страница 4

В графическом виде результаты представлены на рис.1-4

Рис. 1 Динамика показателя творчества - индекса оригинальности по П. Торренс в экспериментальной и контрольной группах в процессе педагогического эксперимента

Рис. 2 Динамика показателя творчества - индекса уникальности по П. Торренс в экспериментальной и контрольной группах в процессе педагогического эксперимента

Рис. 3 Динамика показателя творчества - индекса оригинальности по С. Медник в экспериментальной и контрольной группах в процессе педагогического эксперимента

Рис. 4 Динамика показателя творчества - творческих характеристик по Е. Туник в экспериментальной и контрольной группах в процессе педагогического эксперимента

Таким образом, с помощью использования непредметного рисования удалось добиться статистически достоверного (р<0,05) прироста показателей, по всем тестам, которые мы использовали для диагностики уровня творчества детей.

Основным содержанием формирующего педагогического эксперимента было развитие творчества детей с помощью непредметного рисования.

В результате был получен в группе детей, где проводились занятия по непредметному рисованию статистически значимый (р<0,05) прирост различных показателей уровня творчества, что подтверждает выдвинутую в начале исследования гипотезу и позволяет считать цель исследования достигнутой.

Творчеством принято считать деятельность, выражающуюся в воплощении, воспроизведении или комбинации данных сознания человека, в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, а также - художественной и практической деятельности.

Обучение детей изобразительной деятельности должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. Такая постановка вопроса изначально обусловлена спецификой деятельности, ее художественно-творческим характером.

Анализ образовательных программ по изобразительной деятельности и работ наиболее авторитетных специалистов в данной области, позволил установить, что в настоящее время в образовательном процессе детей дошкольного возраста используется лишь предметное рисование, которое нормативно закреплено в программах дошкольных образовательных учреждений. Непредметное рисование по отношению к детям известно в науке лишь как часть психотерапевтического направления психологии - арт-терапии, которая предполагает использование непредметного рисования с коррекционными целями.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте основными новообразованиями являются произвольные психические процессы, внутренний план действий, рефлексия поведения. Известно, что рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики, а также способствует согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление и абстрактно-логическое. Поэтому детское рисование можно рассматривать, как один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, графически оформляя свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира.

Установлено, что рисование предоставляет ребенку возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает.

Выявлено, что правильно организованное непредметное рисование способно выполнять развивающие, познавательные, воспитательные, психолого-терапевтические, когнитивные, коррективные функции. При этом творческое начало является в некоторой мере объединяющим для всех указанных функций, во первых, потому что сам процесс непредметного рисования является творчеством, поскольку в соответствии с определением, выражается в воплощении, воспроизведении или комбинации данных сознания ребенка, в (относительно) новой форме - форме рисунка, во вторых, потому что в процессе рисования данные сознания (или подсознания) осознаются ребенком, и узнавая что-то новое о себе, ребенок получает новый опыт, развивается интеллектуально и эмоционально.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Число как результат количественного сравнения совокупностей предметов
Математика, как и все другие науки, возникла из потребностей деятельности людей. На очень ранней ступени развития человека возникла необходимость подсчитывать количество добычи или урожая, измерять земельные участки, определять вместимость сосудов, вести счет времени. Для удовлетворения этих практи ...

Воспитательный процесс как объект педагогической диагностики
Для воспитания важно знать не только воспитанность детей, но и внешние условия, педагогические возможности детского коллектива, семьи, учителей, общественных воспитателей. Поэтому возникает вопрос о постоянной педагогической диагностике воспитательного процесса. Причем критериями качества воспитате ...

Влияние занятий плаванием на сердечнососудистую, дыхательную систему и опорно-двигательный аппарат
Прежде всего, мышечная система ребенка дошкольного возраста развита слабо, ее масса составляет 22–24% массы тела (у взрослого-40%). По своему строению, составу и функциям мышцы детей отличаются от мышц взрослого человека. Мышцы ребенка содержат больше воды, в то же время в них меньше белковых и нео ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru