Изготавливая изделия, учащиеся совершенствуют умения и навыки по выполнению трудовых операций, приобретенные ранее, применяют их, учитывая свойства обрабатываемого материала, требуемую точность, конфигурацию изделия и некоторые другие факторы. Важное место в процессе изготовления изделий занимает планирование работы.
Умение планировать свою работу не возникает само собой. Этому нужно учить. Чтобы планировать последовательность слесарной обработки деталей, учащиеся должны усвоить такие правила: за первую установочную базу принимают поверхность, которую не требуется обрабатывать; если нужно обрабатывать все поверхности, то за первую установочную базу принимают поверхность с наибольшим припуском; желательно, чтобы установочные поверхности совпадали с измерительными; сначала выполняют черновую, а затем чистовую обработку; результаты предыдущей операции должны создавать условия для выполнения последующей операции; следует стремиться свести количество установок детали в процессе обработки до минимума.
Сведения, необходимые учащимся для овладения правилами планирования своей работы, даются им на протяжении всего периода обучения в школьных мастерских. Опираясь на эти знания, учащиеся постепенно переходят к самостоятельному планированию, т.е. к выбору заготовки, составлению технологии, организации рабочего места и др.
В школах используют специальные памятки, которыми учащиеся руководствуются при планировании своей работы.
Памятка для школьника по организации и планированию процессов изготовления изделий на занятиях в учебных мастерских.
1. Определи, каким должно быть изделие, которое будешь изготавливать. Для этого внимательно изучи чертеж или образец изделия, а также технические требования на его изготовление.
2. Выбери материал для будущего изделия. Рассчитай размеры заготовки. Припуски на обработку должны быть минимальными, но достаточными для последующей обработки.
3. Определи, с помощью, каких операций можно сделать изделие (деталь), какой нужен рабочий инструмент и приспособления.
4. Выбери последовательность обработки заготовки. При этом руководствуйся следующими правилами: а) вначале обрабатывают поверхности, от которых производится отсчет размеров отдельных элементов детали и дальнейшая разметка; б) результаты предыдущих операций должны создавать благоприятные условия для последующей обработки; в) последовательность обработки должна быть такой, чтобы не было многократного возврата к выполнению одних и тех же операций, к использованию одного и того же инструмента.
5. Продумай, как будешь проверять правильность выполнения каждой операции и всего изделия в целом. Какие необходимы для этого измерительные и контрольно-проверочные инструменты и приспособления?
6. Определи способы отделки изделия и необходимые для этого инструменты и материалы.
7. Подготовь рабочее место. Выбранные инструменты, приспособления и материалы расположи в порядке, удобном для выполнения задания.
При всем многообразии видов работы учащимся успех обусловлен при определенных условиях. Первое условие – наличие у учащихся знаний, позволяющих понять цель задания, его содержание и последовательность выполнения. Второе условие – присутствие в содержании задания нового материала, вызывающего познавательный интерес учащихся. Третье условие – необходимость фиксации результатов работы в записях, рисунках, чертежах, схемах. Четвертое условие – работа должна сочетаться с различными видами и приемами работы на уроке. Пятое условие – работа ученика соответственным образом оценивается учителем в конце урока – это стимул для проявления школьниками старательности при выполнении заданий.
Тест как средство диагностики и управления процессом обучения
математике младших школьников
Применение тестовых методик становится в настоящее время всё более актуальным. Тесты находят применение как при поступлении в школу, так и в проведении вступительных испытаний в вузы. Рассматривая использование тестов, целесообразно остановиться на понятиях «тест», «тестовое задание». Различия в по ...
Проблема формирования профессионального интереса у учащихся средних профессиональных учебных заведений
Проблема интереса в обучении не нова. Педагогическая действительность свидетельствует о том, что это – не дань моде, не увлечение времени, а жизненно важная, имеющая объективную сущностную
основу проблема. В самых разнообразных её трактовках в классической педагогике главную функцию интереса часто ...
Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта
«Понятие "интеллект", как и многие другие понятия современной науки, имело длительную историю, — пишет В.П.Зинченко в предисловии к книге М. Вертгеймера "Продуктивное мышление". — Оно является культурно-историческим и несет на себе многочисленные наслоения, предшествовавшие ег ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.