Операция клепки в условиях современного промышленного производства применяется редко. Несмотря на это, отказываться от клепки на уроках труда не следует, так как в условиях школьных мастерских она оказывается в ряде случаев наиболее доступной и приемлемой с точки зрения требований эстетики, предъявляемых к изделиям.
Учащихся следует познакомить с видами заклепочных соединений и возможными вариантами расположения заклепок.
Рубка является одной из наиболее сложных слесарных операций. Изучение рубки начинается с усвоения рабочей позы. Ученики по нескольку раз принимают правильную рабочую позу. Сначала они допускают некоторые типичные ошибки: становятся слишком близко или слишком далеко от тисков, принимают неправильную рабочую позу.
Усвоив положение корпуса при рубке, учащиеся переходят к упражнениям по выработке кистевого удара. Я требую, чтобы в процессе работы они смотрели не на головку, а на режущую кромку зубила. Такое требование объясняется тем, что после каждого удара зубило отскакивает и ему необходимо придавать правильное положение.
Учащимся приходится выполнять рубку в тисках и на плите. Первый прием является более легким, поэтому начинаем работу с него.
При выполнении рубки металлов особенное значение приобретают правила техники: рабочие места должны иметь заградительные решетки, применяется только исправный инструмент, последние удары наносятся слегка, чтобы левая рука не сорвалась после скалывания стружки и не ударилась о заготовку. Все это я подробно рассказываю учащимся до начала работы.
Резание металлов. Резание (кусачками, ножницами и ножовкой), опиливание, шабрение и притирка металлов составляют группу нажимных операций. Наиболее простой при обучении является операция резания кусачками и ножницами. Правой рукой выполняют при этом однообразные движения разведения и сведения половинок ножниц (кусачек), а левой поддерживают заготовку. Здесь имеет место координация движений обеих рук. При резании металла ножовкой материал сначала зажимают в тисках, затем руками удерживают инструмент и сообщают ему правильное положение в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Выполнить эту операцию сложнее, чем резание ножницами. Поэтому при работе много случаев поломки учащимися ножовочного полотна, особенно в начальном периоде обучения.
При опиливании металлов ограничений относительно расположения напильника в пространстве меньше, зато требования к точности перемещения инструмента в горизонтальной плоскости возрастают. Характеризуя операции шабрения и притирки, можно сказать примерно то же самое, что и при опиливании: движения здесь с точки зрения кинематики довольно простые, но они должны быть очень точными.
Резание металлов вручную в зависимости от профиля материала можно выполнять различными способами: кусачками, ножовкой, ножницами, рычажными ножницами.
Ознакомление учащихся с приемами работы кусачками не вызывает особых трудностей, если подобрать для резания достаточно мягкую сталь.
Изучая приемы резания металлов ножовкой, дети должны овладеть умениями и навыками по сборке и разборке слесарной ножовки, установке корпуса, хватке инструмента и выполнению им рабочих движений, разрезанию в тисках заготовок различного профиля, отрезанию заготовки с повернутым ножовочным полотном. Учащимся объясняю, что резание начинают с заднего ребра заготовки, а затем ножовку постепенно переводят в горизонтальное положение.
Я обращаю внимание детей на то, что, работая ножовкой, необходимо использовать полотно по всей длине. Тогда оно срабатывается равномерно и служит дольше.
Успешность выполнения работы в значительной степени зависит от того, насколько правильно учащийся держит ножовку. Показав им, как накладывать левую и правую руки на инструмент, целесообразно предложить им сделать это самостоятельно несколько раз. Необходимы кратковременные упражнения и в овладении рабочей позой.
Соединение деталей. Согласно программе учащиеся должны научиться соединять детали из листового материала простым швом и заклепками, а также соединять отрезки проволоки.
Соединение деталей простым швом дается учащимся обычно с большим трудом. Поэтому я провожу занятия в фронтальной форме, причем обучение соединению деталей простым швом делю на этапы: ребята получают инструктаж перед первым этапом работы, выполняют ее, затем – инструктаж перед вторым этапом и т.д. Всего получается восемь этапов:
1) разметка линии сгиба фальца на заготовке;
2) зажатие заготовки с помощью прямоугольной оправки в тисках так, чтобы риска, которая обозначает место сгиба фальца, была уровне вершины угла оправки;
Планирование учебно-воспитательной работы на уроке
Планируя задачи урока, необходимо тщательно подбирать эффективные средства их решения, вполне доступные занимающимся и выполнимые в данных условиях. Особенно важным при этом является выбор эффективных методических приемов обучения и организации, а также определение дозировки упражнения. Осмысливать ...
Понятие и факторы экологического воспитания дошкольников
Чувственное восприятие окружающего мира лежит в основе развития у детей представлений не только об объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений. Представления об особенностях и условиях жизне ...
Проявления функциональной доминантности полушарий
При рождении человека каждое из двух полушарий имеет потенциал контролировать большинство, а возможно, и все виды функций организма. Однако полушария вскоре начинают «специализироваться»: у большинства людей – тех, кто пишет правой рукой, – левое полушарие отвечает за речь, логическую обработку инф ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.