Образование » Методика обучения ручным операциям по обработке древесины и металлов » Формирование умений и навыков по ручной обработке материалов

Формирование умений и навыков по ручной обработке материалов

Страница 6

Учащиеся, все внимание которых поглощено непосредственным процессом снятия стружки с поверхности заготовки, часто забывают, что шерхебелем строгают преимущественно под острым углом к направлению волокон, а рубанком – вдоль волокон. Это приводит к тому, что, работая шерхебелем, они снимают больше материала, чем это намечено.

Овладевая операцией строгания древесины, дети испытывают значительные трудности при заточке и наладке инструмента. Налаживая инструмент, следует иметь в виду, что, чем на большую величину выпущено лезвие, тем большие усилия необходимо прикладывать в процессе работы.

В процессе строгания важное место занимают контрольно-измерительные операции. Я демонстрирую приемы пользования линейкой при проверке обработанной поверхности, а также приемы пользования угольником для проверки поверхностей, сопряженных под прямым углом. Пользуясь угольником, дети часто допускают ошибки, они по невнимательности прижимают колодку угольника к необработанной поверхности либо неплотно прижимают ее к отстроганной грани.

К операции строгания древесины предъявляются определенные требования, которые учащиеся, к сожалению, не всегда выполняют. Так, они далеко не всегда кладут струги набок подошвой от себя, очищают инструмент руками, не пользуются безопасными приемами при сборке и разборке режущего инструмента, нарушают правила техники безопасности при заточке лезвия. В связи с этим изучение правил техники безопасности должно быть в центре внимания учащихся.

Долбление. Во многих изделиях, которые должны изготавливать ученики, встречаются шиповые соединения детали, с которых нужно снять фаску, и т.п. Поэтому учащимся приходится неоднократно обрабатывать древесину с помощью долота и стамески, т.е. заниматься долблением. Перед долблением требуется выполнить разметку. Следует отметить наиболее сложный этап в работе, от точности выполнения которого зависит точность будущего соединения. Учащиеся это не всегда осознают. Им хочется быстрее приступить к долблению, и для них разметка выступает как бы препятствием на пути к достижению цели. В связи с этим следует показать учащимся как хорошие по качеству изделия, так и изделия, в которых гнезда и шипы выполнены аккуратно, обработанные поверхности чистые, но соединения не получилось, так как детали были неправильно размечены. Приступая к долблению, учащиеся должны иметь четкое представление о технических требованиях, предъявляемых к качеству их работы. Я предупреждаю, что стороны выдалбливаемого гнезда должны быть ровными и перпендикулярными к поверхности детали. Принимая рабочую позу, дети обычно допускают ошибки – сгибают спину; поэтому обучение долблению целесообразно начать с кратковременных упражнений, в процессе которых я слежу за тем, чтобы учащиеся приняли правильную рабочую стойку. Им приходится обрабатывать детали различной толщины и размеров; для этого они должны овладеть двумя основными позами – стоя и сидя – и усвоить соответственно правила размещения и закрепления заготовок. При одностороннем долблении сквозного отверстия под заготовку подкладывают обрезок доски, чтобы не испортить крышку верстака. Учащиеся, как правило, забывают об этом. Поэтому перед началом работы я проверяю, все ли подготовлено для ее выполнения, и в случае необходимости предложить им устранить ошибки. Учащихся надо приучить работать в правильной последовательности, если последовательность выдалбливания гнезда показана на плакате, в этом случае учащиеся могут в любую минуту самостоятельно проверить правильно ли они работают. Учащиеся должны пользоваться инструментом по назначению, что они не всегда считают это для себя обязательным, в частности, берут стамеску, когда нужно применять долото, и наоборот. Чтобы такого не случалось, я объясняю конструкцию режущего инструмента, указываю, что долото рассчитано на снятие толстой стружки и здесь для повышения производительности труда применяется киянка, а стамеской с помощью усилия рук снимают тонкую стружку, им часто приходится использовать стамеску и для других работ – подчистки шипов, зачистки гнезд, снятия фаски и т.п. Успехи в выполнении операции долбления зависят от правильного обращения с инструментом. Нужно научиться не только правильно держать инструмент правой левой рукой, но и регулировать толщину срезаемой стружки и направление резания. Это зависит от умения расположить режущую кромку не перпендикулярно к волокнам, а под определенным острым углом к ним. Чем меньше этот угол, тем легче и чище резание. Такое умение владеть инструментом приходит не сразу. Поэтому задания должны начинаться с наиболее простых и постепенно усложняться. Сначала можно поручить детям подчистить шипы, а затем переходить к работе, требующей более высокой точности. Заточку режущего инструмента учащиеся выполняют в основном так же, как и заточку лезвия рубанка. При работе долотом и стамеской необходимо соблюдать ряд правил по технике безопасности. При хранении инструмента в вертикальном положении его режущая часть должна быть направлена вниз. Когда инструменты лежат на верстаке, их режущая часть должна быть повернута в сторону от учащихся. Особенно осторожным нужно быть при резании древесины стамеской. Запрещается резать в направлении поддерживающей руки, на себя, на весу, с упором детали на грудь, с расположением детали на коленях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Представление урока в рамках категории Процесса
В наиболее общем понимании процесс – смена во времени различных состояний. Внутренняя природа этих состояний в модели не фиксируется, важно лишь, что эти состояния могут быть каким-либо способом различены. Модель процесса включает в себя, во-первых, способ различения образующих его состояний, во-вт ...

Обучение детей плаванию
Сейчас существует возможность массового обучение плаванию малышей практически в каждой семье – в домашней ванне, причем круглогодично, без перерывов. И эту возможность нужно использовать в полной мере. Ребенку 1–2 лет, не говоря уже о грудных детях, "домашнего бассейна" вполне достаточно ...

Особенности развития речи в младшем школьном возрасте
Речь – продукт социального развития. Речь – это процесс общения людей посредством языка, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смыс ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru