Образование » Методика обучения ручным операциям по обработке древесины и металлов » Формирование умений и навыков по ручной обработке материалов

Формирование умений и навыков по ручной обработке материалов

Страница 5

Обучая разметке, очень важно создать у учащихся представление о том, как здесь можно добиться экономного расходования материала. Поэтому целесообразно формулировать задания так, чтобы ребята были вынуждены искать возможности наиболее экономного раскроя заготовки.

Задания по разметке могут быть различные по уровню сложности. Начинают разметку с того, что проводят прямые риски параллельно или перпендикулярно к заданной кромке, затем переходят к более сложным заданиям.

В последующем при изготовлении любого изделия разметка как один из этапов технологического процесса должна находиться в центре внимания учащихся.

Пиление. С операцией пиления дети встречаются на протяжении всего периода обучения в мастерских. Важное место в обучении операции пиления занимает подготовка инструмента к работе. Учащимся показываю приемы разводки и заточки зубьев. Вначале они получают налаженный инструмент, а затем и сами его налаживают под моим наблюдением. Большое внимание я уделяю правильной рабочей позе при пилении. При работе важно следить за тем, чтобы учащиеся не горбились, при изменении направления пиления поворачивали фанеру. Работа ножовкой начинается с запиливания. Чтобы не допустить травмирования учащихся, должны строго выполнять правила техники безопасности.

Работая ножовкой учащимся приходится выполнять пиление древесины вдоль и поперек волокон. При поперечном пилении рекомендуется широко использовать стусло, которое облегчает работу детей и позволяет добиться более высокого качества изделий, способствует правильных умений, придавая пиле правильное положение.

Учащиеся часто забывают, что отрезаемая часть доски или бруска обычно откалывается и что поэтому ее необходимо придерживать рукой, а также уменьшить нажим на пилу в конце работы. Забывают и о том, что линия разметки должна оставаться на заготовке, так как иначе может не хватить припуска для дальнейшей обработки. Им следует об этом напоминать.

Если я вижу, что ученик выполняет приемы пиления неправильно, то я ложу свои руки на руки ребенка и таким образом упражняем его координации движений и прилагаемых усилиях.

Задача моя состоит в том, чтобы не допускать ошибок в работе учащихся, которые приводят к неисправимому браку. При овладении операцией пиления древесины опасность травмирования особенно велика, поэтому необходимо требовать от учащихся самого внимательного отношения к таким правилам работы, диктуемым техникой безопасности, как плавность рабочих движений, равномерность прилагаемых усилий, правильное расположение на рабочем месте и хранение пил.

Строгание. Операция строгания является одной из наиболее часто применяемых при ручной обработке древесины. Поэтому она заслуживает самого серьезного внимания на занятиях в мастерских. Она требует пристального внимания также и потому, что является довольно сложной для учащихся, осваивается ими с большим трудом. Известно, что строгание древесины вручную выполняется с помощью различных стругов. Именно с этой операцией связано наибольшее количество разнообразных инструментов, приспособленных для различных условий работы. Однако ребятам приходится иметь дело главным образом с рубанком, шерхебелем и полуфуганком.

Каким бы инструментом ни приходилось работать учащимся, их деятельность включает такие основные этапы: выбор заготовки, заточка инструмента, наладка инструмента, разметка под строгание, строгание, сопровождающееся контролем качества обрабатываемой поверхности.

На преодоление трудностей следует, прежде всего, сосредоточить внимание детей, а для этого на первых порах им следует выдавать налаженный инструмент, обеспечить заготовками из мягкого, сухого материала с минимальным количеством сучков, т.е. устранить по возможности трудности, связанные с непосредственной обработкой древесины.

Демонстрируя учащимся рабочую позу, я подчеркиваю, что инструмент перемещают только руками, а корпус остается неподвижным, и объясняю почему, несмотря на это, дети непроизвольно нарушают мои указания. За этим приходится следить, и неоднократно делать замечания отдельным учащимся или классу в целом. При строгании древесины важно научиться балансировать усилия рук с тем, чтобы не «заваливать» поверхность в начале и конце рабочего прохода. Детям показываю, как этого добиться. Для большей ясности демонстрирую таблицу, на которой изображено. Как должны быть направлены усилия левой и правой рук в различных точках обрабатываемой поверхности. Тем не менее учащимся обычно не сразу удается овладеть данным приемом. Поэтому мне следует иметь это в виду, целесообразно проводить фронтальные текущие инструктажи, демонстрируя детям допускаемые ими ошибки и пути их устранения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Программа по выработке педагогического стиля деятельности
В овладении мастерством актерского воздействия на аудиторию решающую роль играют как природные задатки педагога, так и способность совершенствовать свой талант, приобретаемая в процессе обучения, воспитания, практической деятельности. Работоспособность – неотделимая черта таланта. Что такое педагог ...

Логопедическая работа по расширению лексического словаря
По окончанию констатирующего исследования с детьми экспериментальной группы был проведен обучающий эксперимент. Коррекционно-логопедическая работа по формированию лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи была направлена на совершенствование данных компонентов языковой базы ре ...

Разработка технологии обучения по теме урока
С позиции обучения «технология» обозначает процесс формирования знаний и умений как поэтапное взаимодействие обучаемого и преподавателя с использованием средств обучения по заранее заданной программе. Данная программа раскрывает познавательную деятельность в виде системы познавательных операций и с ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru