Образование » Особенности воспитания навыков чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью » Коррекционная работа по воспитанию навыков чтения у детей с недостатками интеллекта

Коррекционная работа по воспитанию навыков чтения у детей с недостатками интеллекта

Страница 6

-зарисовки персонажей;

-установления сходства и различия между прочитанным произведением и конкретной жизненной ситуацией.

Такой характер работы помогает образно представить сюжет рассказа, четко установить связи между явлениями и поступками действующих лиц, соотнести литературный материал с их собственным жизненным опытом.

Картинный или словесный план составлялся коллективно, при постоянной помощи со стороны учителя. Заголовки к частям рассказа подбирались в виде вопросительных, повествовательных и реже — назывных предложений.

Учитывая сложность этой работы для умственно отсталых детей, быструю потерю интереса к ней использовались дополнительные приемы, активизирующие речь школьников и их заинтересованность.

-использование в качестве плана для пересказа предметных картинок, фиксирующих содержание каждого предложения текста, серии сюжетных картин;

-рассказывание по цепочке, по отдельным пунктам плана, определенным для каждого ряда,

-рассказывание на соревнование по рядам;

-пересказ отдельных эпизодов, когда задание одному из учеников предлагают сами дети;

-узнавание рисунка среди других на основе рассказа автора этого рисунка.

Чтобы повысить работоспособность детей на всех этапах урока использовались следующие приемы:

Следите за чтением товарища, отметьте его ошибки, ответьте на вопросы;

Текст на карточках размечается цветными карандашами на небольшие части из одного-двух предложений. Каждый из учащихся читает предложения, подчеркнутые тем цветом, которым закрашена его полоска;

В тексте отмечаются те места, которые будут прочитаны коллективно. Текст по заданию учителя читают отдельные учащиеся, остальные следят, когда нужно прочитать хором указанные предложения или отрывки).

Работа по развитию навыков правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения протекала в единстве. Нельзя сказать, что формированию или развитию какого-либо из данных навыков отводилось определённое место. Главной задачей уроков было – воспитание полноценного навыка чтения, т.е. единства всех вышеназванных качеств.

После проведения обучающего эксперимента было организовано контрольное обследование, имеющее цель определить эффективность проделанной работы по воспитанию навыков чтения у учащихся 3 класса с интеллектуальной недостаточностью.

Таблица 3

Уровни развития навыков чтения

Общее количество учащихся

Уровень развития навыка

Навык чтения

выразительность

беглость

осознанность

правильность

15 человек

Высокий

4 человека

6 человек

3 человека

5 человек

Средний

7 человек

5 человек

7 человек

7 человек

Низкий

4 человека

4 человека

5 человек

3 человека

Наибольшие трудности при формировании навыков чтения вызвала работа по воспитанию навыка осознанного чтения. У отдельных детей с недостатками интеллектуальной деятельности сохранилась фрагментарность восприятия читаемого. Однако искажение смысловой структуры встречается значительно реже.

Значительно возросший уровень развития фонематического восприятия и представлений о звуковом составе слова способствовал уменьшению количества таких нарушений при чтения как пропуски, замены, перестановки слогов и букв. Это положительно отразилось на правильности и осознанности чтения.

В связи с повышением уровня беглости и осознанности чтения улучшилась его выразительность. В отличие от начала работы после контрольного обследования выявлен высокий уровень развития навыка выразительного чтения у 4 учащихся. Они умеют соблюдать правильный темп чтения, логические паузы.

Наблюдаются положительные тенденции в становлении осознанности прочитанного. Большинство учащихся находятся на среднем уровне развития данного навыка. При попытке пересказать содержание текста большая часть учащихся правильно воспроизводит события в правильной последовательности, устанавливает причинную зависимость явлений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Похожие публикации:

Способности и профессионально-важные качества учителя музыки
В психологических исследованиях подчеркивается, что в личности учителя проявляется синтез его личных качеств, способностей, знаний, умений и навыков. В первую очередь успех в обучении и воспитании подрастающего поколения зависит от таких черт, как направленность, сформированность ряда эмоционально- ...

Особенности развития самооценки детей младшего школьного возраста
Один из самых важных моментов в развитии личности школьника – формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У младшего школьника возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьм ...

Особенности психомоторного развития детей раннего возраста
Психомоторное развитие детей младенческого возраста (от рождения до года). Моторное развитие младенцев. Уже с первых дней рождения ребенок является не просто «реагирующим аппаратом», но существом, обладающим хотя и очень диффузной, но все же своей индивидуальной психической жизнью. У него имеются п ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru