Наиболее оптимальным для проведения подобного рода упражнений является тот этап урока, который непосредственно предшествует чтению текста самими детьми. Содержание произведения им уже знакомо из чтения учителя.
Например, при чтении стихотворения И. Сурикова «Зима» для упражнения слова группировать таким образом:
при-на-крыл-ся не-про-буд-но
кру-жит-ся пе-ле-но-ю
Учитель читал слова и объяснял их значение, привлекая к объяснению детей. Далее написанное читали ученики, индивидуально и хором.
Слова прочитывались учениками каждого ряда «на соревнование». Подсчитывается количество правильно прочитанных слов.
белый |
снегом |
солнце |
на землю |
поле |
мало |
тихо |
стали |
зима |
Ставилась задача: при чтении стихотворения все девять слов обязательно читать целым словом, остальные слова — по слогам.
В предварительные упражнения включались и другие игровые моменты, например: «Слог потерялся», «Буква потерялась». На доске записывались слова из текста с пропущенной буквой или слогом. Учащиеся должны их прочитать, догадавшись, какая буква (слог) потеряна. Эта игра заставляла внимательно вглядываться в слово.
Полезна данная игра, когда в тексте много родственных слов.
Например, снег, сне .ный, сне .овой, сне .ки.
«Кто самый внимательный?» Учащимся предъявляют пары слов, различающиеся одной-двумя буквами, их количеством, расположением (зима — земля, потемнело — потеплело). Дается определенное время на прочтение каждой пары. Школьники должны сказать, какие два слова они прочитали.
«Шепни на ушко». На доске записываются слова и закрываются полосками. Полоски снимают поочередно на короткий промежуток времени и возвращают на место. Ученики должны прочитать и шепнуть на ухо учителю, какое слово они прочитали. Правильно назвавшим слово вручают игровые жетоны.
«Бегущая лента». Слова записываются на полоске бумаги. Лента постепенно разворачивается. Школьники должны успеть прочитать и запомнить слова (не более двух-трех).
Данные игры способствуют не только формированию навыков правильного чтения, но и наращиванию его темпа, развитию умения прогнозировать слова.
Тренировка в чтении занимала большую часть урока. Когда к одному и тому же тексту приходилось возвращаться многократно задания каждый раз модифицировались. Дети читали по цепочке (предложения текста прочитываются поочередно), абзацами (учитель называет ученика, который будет читать), по эстафете (сами дети называют одноклассника, который продолжит чтение), выборочно.
Прием выборочного чтения дает возможность варьировать задание: школьники прочитывают отрывок, ориентируясь на иллюстрацию («Рассмотри рисунок. Подбери к нему строчки из рассказа»), на вопрос («Как выглядит лес после первого снега? Прочитай этот отрывок еще раз»), на конкретное задание («Прочитай последние строчки из сказки и запомни их»).
Для формирования навыка правильного чтения организовывались наблюдения учащихся за чтением друг друга: медленное чтение учителем, комбинированное чтение (когда в тексте выделяются предложения для чтения их хором. Перед детьми ставилась задача вовремя включиться в хоровое чтение), сопряженное чтение (когда текст начинает читать учитель вместе с учениками. Затем на время он замолкает, а дети продолжают читать хором), контроль детей за чтением товарищей с последующим сообщением количества и характера допущенных ошибок.
Каждый ребенок читал не более одного-двух предложений, так как в противном случае дети забывали действительные ошибки и начинали придумывать их, чтобы получить поощрение учителя.
В формировании навыка беглого чтения большую роль играла смысловая догадка.
Для развития смысловой догадки в зависимости от сложности текста предлагались учащимся задания типа:
Прочитайте заголовок, скажите, о чем пойдет речь в этом рассказе.
Рассмотрите иллюстрации к тексту. Какой рассказ можно составить на их основе?
Прочитаем первую часть текста. Как вы думаете, чем закончится рассказ?
Прочитайте предложение. Догадайтесь, какое слово здесь пропущено.
Закончите предложение.
Вставьте по смыслу пропущенные сочетания слов.
Прочитайте первую часть предложения. Составьте его вторую часть.
Чтобы сосредоточить внимание учащихся на смысловой стороне предложения, просили их сначала прочитать его про себя, а затем вслух с заполненными пропусками, не делая остановок перед пропущенными словами или словосочетаниями (Наступила дождливая Дует холодный . .). Затем выполняется грамматическое или орфографическое задание.
Внеклассная работа - как средство повышения интереса к учебе
Задача обучения и воспитания учащихся решается не только в рамках урока. Яркая и увлекательная по форме и разнообразия по содержанию внеклассная работа прививает интерес к предмету, повышает качество знаний учащихся. При организации нужно учесть давно оправдавший себя принцип создания взаимодополня ...
Тематический план по теме спецтехнологии «Точечная сварка»
Тематический план изучения предмета (таблица 1) т.е. его отдельных разделов и тем призван раскрыть систему уроков, где определены цель, место и доля вклада в развитие и воспитание личности учащегося. В нем очерчивается проблема полноты обучения, конкретизированы требования к результатам усвоения уч ...
Логопедический массаж в практике устранения нарушения звукопроизношения у
детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста
В данном параграфе мы представим методику работы по использованию логопедический массаж в практике устранения нарушения звукопроизношения у детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста: определим задачи работы, выделим этапы коррекционного воздействия, опишем отдельные виды заданий и ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.