Образование » Особенности воспитания навыков чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью » Коррекционная работа по воспитанию навыков чтения у детей с недостатками интеллекта

Коррекционная работа по воспитанию навыков чтения у детей с недостатками интеллекта

Страница 2

4. Чтение слогов и слов с подготовкой:

о-то-сто — стол с-то — сто-ит у-ту-сту — стул с-та — ста-ли а-ра-вра — враг с-ня — сня-ли

Предварительное прочитывание слоговых структур заканчивается обязательным глобальным чтением слова: а-ра-тра — трам-вай — трамвай.

5. Чтение слов, отличающихся одной — двумя буквами или порядком их расположения:

кто — кот следы — слёзы

так — тот мука — муха

рам—как лыжи — ложись

6. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем:

лес — лесок шёл — пошёл

трава — травка нырял — нырнул

решила — решала увидел—увиделся

7. Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но имеющих разные корни:

прошёл увял

проделал увёл

просмотрел увёз

8. Чтение скороговорок, двустиший с отработанными слоговыми структурами

Был у бабушки баран бил он бойко в барабан

Задания подобного рода закрепляют чтение слов с трудными слоговыми структурами, отрабатывают ритм, темп чтения, четкость артикуляций. Их хоровое проговаривание способствовало организации учащихся и создавало хороший эмоциональный фон.

Виды упражнений для речевой зарядки выбирались с учетом общего состояния навыка чтения у детей, и в частности характера их ошибок, а также в связи с особенностями структуры слов изучаемого текста. В зарядку включаются наиболее трудные элементы языкового материала.

Речевая зарядка проходит с наибольшим эффектом, если она непосредственно предшествует чтению текста самими детьми. К этому моменту содержание произведения ученикам уже знакомо из чтения учителя. Слова, отобранные для речевой зарядки, легче осмысливаются детьми, поскольку ранее они были восприняты в контексте. После первого чтения слов выясняется значение тех из них, которые не знакомы школьникам или которые, по мнению учителя, могут быть неточно поняты ими. На речевую зарядку отводится четыре-пять минут в зависимости от объема материала.

Например, перед чтением текста можно дать учащимся задания: «Читай по подобию», «Читай с подготовкой», «Сравни».

ди — ли — ти; Дин-ка, наш-ли, о-ни, дети;

ли-шли — наш-ли; та-ста — ста-ли; во-дво — дво-ре; ко-кор — корм;

3) т-ть, ит-ить, сит-сить, но-сит — носить.

Перед текстом «На ферме» выполняется следующее упражнение:

а-ла-фла — флаг о-ло-фло — флот о-но-мно — мно-го

Прочитывая данные строки, ученик повторяет весь процесс образования слова путем наращивания букв в слогах

Если позволял материал текста, из рассказа выделялась группа слов, в которой слоги со стечением согласных можно получить путем наращивания второго согласного к одному и тому же звуку.

Например, из текста о зиме берутся слова: снежки, снегопад, специальный, скорый, скользко, случилось Материал в таблице группируется:

с-не-сне — снеж-ки — снежки

с-не-сне — сне-го-пад

с-пе-спе — спе-ци-аль-ный

с-ко-ско — скольз-ко

с-ко-ско — ско-рый — скорый

с-лу-слу — слу-чи-лось

Ученики прочитывают, следя за указкой, согласную букву, потом слог, включающий эту букву, затем читают слово по слогам, а некоторые слова — целым словом.

Важно учить умственно отсталых школьников внимательно вглядываться в каждую часть слова. С этой целью учащимся предлагалась группа упражнений «Кто самый внимательный».

Например, при работе с текстом «Говорящий флажок» заранее прочитывались такие слова:

флажок говорит работа работай

флажки говорящий рабочие работает

флажков говорящие рабочему работают

разговаривает рабочий

Чтение столбиков слов проводилось как игра по рядам, с оцениванием выполнение задания соответствующим количеством баллов каждому ряду.

Второй вариант этого упражнения — чтение слов, сходных по звуковому составу, но отличающихся одной или несколькими буквами, либо порядком их расположения.

Группу таких слов проще выделить из стихотворного текста, например из стихотворения «Что говорят двери»: дверь — поверь, на коне—на мне .

Если же в тексте не было группы таких слов, проводилось это упражнение на произвольно подобранном материале, в основу которого взять все же слова из текста, например: стать — спать — опять («На льдине»).

Для проведения речевой зарядки необходимы определенные наглядные пособия и прежде всего таблицы. Изготовление постоянных таблиц требует большой затраты времени. Удобней сделать планшетку в виде наборного полотна с четырьмя-пятью рядами пазов, куда вставляются карточки с буквами, слогами и словами, накопление которых идет из урока в урок. Другой вариант - на фланелеграфе, когда обратная сторона карточек делается из бархатной бумаги, легко удерживающей их на полотне из фланели, или на магнитной доске.

Предварительные упражнения в правильном чтении решали задачу совершенствования произносительных навыков, поскольку прочтение слогов и слов предполагает четкость их артикулирования. Однако данные упражнения прежде всего готовят детей к правильному прочтению слов текста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие публикации:

Лингвистические основы обучения письму детей с ТНР
Процесс обучения письму учитывает не только психологические, психофизические особенности тех, кто осваивает письменную речь, но и специфику самой речи, в частности, ее письменность. Иными словами, обучение письму может быть успешным в том случае, если методика принимает во внимание и лингвистически ...

Диагностика сформированности фонематического слуха
С целью изучения особенностей формирования у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией было организовано данное исследование, которое состояло из 3 этапов: 1 этап – констатирующий. На этом этапе проводилось изучение фонематического слуха у дошкольников со стёртой дизартрией. 2 этап – формиру ...

Олимпийский фонд школы
Одной из важнейших задач школы следует считать изменение подхода к понятию «одаренность». Сейчас принято выявлять одаренных детей и способствовать развитию их одаренности, и это правильно и очень хорошо. Но не менее важно относиться к обычному ученику как к одаренному. Это совершенно меняет дело. В ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru