Сократилось количество учащихся, чтение которых характеризуется реализацией только технической стороны, без смысловой обработки.
По результатам обследования развития всех навыков чтения учащиеся были разделены на три уровня:
Таблица 4
Итоговый уровень развития навыков чтения
Общее коли-чество учащихся |
Высокий |
Средний |
Ниже среднего |
Низкий | ||||
До |
После |
До |
После |
До |
После |
До |
После | |
15 человек |
- |
5 человек |
8 человек |
6 человек |
- |
5 человек |
7 человек |
- |
Рис.2. Сравнительный график уровня развития навыков чтения
до и после обучающего эксперимента
После обучающего эксперимента значительно возросла группа с высоким уровнем развития навыков чтения. При чтении учащиеся соблюдают основные интонационные требования. Техника чтения учащихся этой группы достаточна высока.
Исчезла группа учащихся с низкими показателями. После коррекционной работы появилась группа с показателями выше среднего. Сюда вошли учащиеся навык чтения, которых нельзя назвать низким, т.к. по сравнению с началом работы произошли значительные качественные изменения: возросла техника чтения, сознательность, выразительность, улучшилась его правильность.
Обследование контрольной группы свидетельствует об эффективности обучения. Это подтверждается более низкими результатами по сравнению с экспериментальной группой при относительно одинаковых стартовых данных.
Вывод: Положительные тенденции при формировании навыков чтения у умственно отсталых учащихся подтверждают эффективность проведенного обучающего эксперимента.
Однако следует подчеркнуть необходимость дальнейшего проведения коррекционной работы по совершенствованию навыков чтения. Это связано со стойкостью нарушений вследствие интеллектуального дефекта.
Одной из актуальных проблем современной педагогики, характерной для всего мира, является проблема трудностей в обучении, и в частности – обучения чтению.
Целью нашего исследования было изучение особенностей воспитания навыков чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью 3 класса.
Было изучено состояние проблемы в общей и специальной методической литературе, при этом были выявлены особенности воспитания навыков чтения у учащихся с недостатками интеллекта.
Итак, полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: беглостью, выразительностью, осознанностью. Процесс формирования каждого качества у умственно отсталых учащихся протекает достаточно своеобразно.
В дефектологической литературе, вопросы формирования навыков чтения у детей с умственной отсталостью, а также трудности протекания этого процесса раскрываются в работах М.Ф. Гнездилова, А.К.Аксёновой, В.Я.Василевской, Н.Г.Галунчиковой, А.И.Граборова, Р.С.Левиной, В.Г.Петровой, Н.К.Сорокиной, Р.И.Лалаевой и др.
Также задачей выпускной квалификационной работы являлась разработка и апробация приемов воспитания навыков чтения с учётом психофизиологических возможностей умственно отсталых учащихся.
В ходе констатирующего эксперимента было проведено обследование школьников 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида по параметрам, оказывающим значительное влияние на процесс формирования навыка чтения.
Экспериментальное исследование подтвердило выводы, основанные на анализе теоретических источников. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью испытывают значительные затруднения при освоении полноценного навыка чтения в силу разнообразных причин: нарушение произносительных навыков, слабость зрительного восприятия, недостаточность звукового анализа и синтеза, затруднения в понимании логических связей.
На основе результатов обследования была организована коррекционная работа. При воспитании правильности чтения у умственно отсталых детей в качестве важного направления работы было выделено совершенствование звуко-буквенного анализа и синтеза, развитие умения прогнозирования текст, речевая зарядка. При воспитании навыка беглого чтения большую роль играла смысловая догадка.
Организация танцевальной деятельности в ДОУ
Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого приобщения к этому виду художественной деятельности представляется в детском саду. Обучение детей танцам требует от педагога не только знаний соответствующее методике, но и предполагает наличие у него правильное представление о танце как ху ...
Учебная деятельность как ведущая деятельность
младшего школьника
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в разви ...
Возможности работы социального педагога по профилактике
агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях детского сада
Анализ в психолого-психологической литературе методики работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях детского сада показал, что работа по профилактике и преодолению детской агрессивности должна быть направлена на: 1) оптимизацию и гармони ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.