Воспитательная технология – приложена к процессу становления, формирования человека как соц.способного существа. ВТ – это прежде всего пед.технология. Пед.технологии в педагогике на слуху существуют более 10 лет. Вокруг феномена пед.технологий немало споров. Остановимся на процессуальном подходе, согласно кот.пед.технология – это определенная последовательность действий, обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого рез-та. Чтобы говорить о ВТ следует учесть, что под воспитанием понимается прежде всего целенаправл.процесс влияния на социализацию. Ядром социализации яв-ся формирование и закрепление соц.опыта человека. Под соц.опытом следует понимать опыт взаимодействия (общение или совместная деят-ть школьников друг с другом и с педагогами). ВТ трактуется как устойчивая целенаправленная последовательность действий педагога, ведущая гарантированно к воспит.результату, заявленному в целях.
Воспитательный результат технологии.
Под воспит.рез-том технологии имеется ввиду получение школьником позитивного соц.опыта вследствие соответствующих действий педагога. ВР выражается в 2 признаках:
критерий факта (факт участия школьника в задаваемом технологией взаимодействия)
критерий отношений ( позитивное отношение школьника к факту своего участия в соответствующем взаимодействии)
Личностный подход к воспитанию
Многочисленные пед.теории воспитания чаще всего определяются исходя из модели личности ученика. Личность школьника в условиях личностно-ориентированного воспитания выполняет приоритетную и системообразующую роль. Нужно обращать внимание на возрастные и индивидуальные особ-ти и эмоц.состояние. проблема учета эмоц.состояния в воспитании остается еще не разработанной. Так диапазоны эмоц.состояния различны - от радостного (возбужденного) до угнетенного (подавленного). Обобщая изложенное, можно выделить неск.пед.рекомендаций:
учитель должен любить своих учеников, но постоянно настраивать себя на доверительные, доброжелательные отношения с ними.
в любой ситуации стремиться понять своего ученика. Его цели, мотивы, поступки.
нужно помнить, что каждый ученик – уникальная личность со своими особ-ми, кот.имеют свойство изменяться.
помнить, что каждый ученик хоть в чет-то, но талантлив.
если ученик совершил отвратительный поступок, он всегда должен получить шанс исправиться, учителю нельзя быть злопамятным.
ни в коем случае нельзя сравнивать детей друг с другом, и в каждом надо искать «точки роста»
учитель должен помнить, что только взаимная любовь с учениками ведет от взаимопонимания к сотрудничеству.
ученик должен иметь шанс самоутвердиться и самореализоваться.
учитель должен прогнозировать, проектировать, стимулировать творческое самообразование учеников.
учитель должен искренне гордиться своими учениками.
Деятельностный подход к воспитанию
Хорошо известно, что человек развивается и проявляет себя в деят-ти – эта закономерность лежит в основе деятельностного подхода в воспитании. Любое воспитательное мероприятие требует организации деят-ти детей и каждый ребенок в силу своих способностей должен проявлять себя в ней. Только в этом случае деят-ть будет значима для всех. Учитель должен помнить, что нельзя навязывать ч.-.л.и давить на учеников, каким бы авторитетом он не обладал. Он должен активно вовлекать в пассивную работу каждого ученика. При анализе орг-ции деят-ти особое место имеет представление о его структуре деят-ти.
Поскольку любая деят-ть возникает в опред.ситуации, в педагогике часто говорят о ситуативном подходе в воспитании и в нем различают неск.правил:
в любой ситуации какой бы сложной она не была, нужно спешить принимать продуманное взвешенное решение
при принятии опред.стратегии своего поведения отдавать предпочтение высоконравственным критериям и приемам выхода из сложн.ситуаций
в сложных ситуациях следует принимать поэтапные решения
по ходу развития событий в сложн.ситуациях нужно корректировать свои действия
если вы совершили ошибку, не нужно бояться признаться в этом
Культурологический подход к воспитанию
В педагогике в последнее время все увереннее развивается культурологический подход в воспитании и он выполняет системообразующую роль в теории и практике.
Суть – воспитание будет тем эффективнее, чем больше оно будет вписано в контекст культуры, а воспитанник будет творчески развивать лучшие образцы культуры (нации, страны, мировой цивилизации).
В основе подхода лежит организация воспитания как процесса присвоения и развития личностью достижений культуры.
В этом подходе выделяют стратегии:
Из истории изучения проблемы нравственного воспитания
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Так, философ - идеалист Сократ (46 ...
Воспитательный потенциал семьи как элемент педагогической культуры общества
Семья, является ячейкой общества, его составным элементом, и ее педагогическая культура, ее воспитательный потенциал, также являются элементом педагогической культуры общества. Семья оказывает активное воздействие на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведени ...
Формы организации самостоятельной работы студентов
Обязательная самостоятельная работа имеет разнообразные формы, но чаще всего она находит свое выражение в виде самых различных «домашних заданий», даваемых на длительный срок (семестр) или сравнительно короткий срок (неделя, месяц). Это — решение задач и примеров, выполнение расчетно-графических ра ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.