Материалом для проверки сформированности лексических средств и навыков языковых действий у детей по данным компонентам языковой базы послужили задания, аналогичные тем, что использовались в констатирующем эксперименте. Задания проводились с элементами игры. Использовались в основном дидактические и речевые игры. Результаты выполнения заданий детьми экспериментальной группы были проанализированы по следующим критериям:
- степень самостоятельности при выполнении заданий;
- адекватность к поставленной языковой задаче;
- соответствие лексического оформления высказывания языковой форме.
Данные контрольного исследования показали наличие положительной динамики в формировании лексики у детей с ОНР.
Изучение результатов контрольного эксперимента и их сравнительный анализ позволили сделать вывод об уровне языкового развития детей с ОНР после специального обучения.
Сравнительные данные результатов экспериментального обучения направленного на формирование лексики детей экспериментальной группы до и после обучения отражены в таблице №6.
Уровень сформированности лексики детей до начала обучения зависел от уровня овладения лексическими навыками.
Контрольное обследование группы детей с ОНР, проведенное нами после окончания экспериментального обучения, показало эффективность предложенной нами методики. В таблице 6 видно: на сколько улучшились показатели детей экспериментальной группы после проведенного нами обучения, т.е. показатели детей значительно улучшились. Это свидетельствует о том, что мы верно подошли к решению поставленной перед нами цели и правильно подобрали методики и способы ее решения. Так же для того чтобы наиболее наглядно показать результат, которого мы достигли по итогам проведенной нами работы, мы отобразили на графике, приведенном ниже:
- красный - уровень развития лексического строя детей контрольной группы;
- синий - уровень развития лексики детей с ОНР до начала обучения;
- зеленый - уровень развития лексики у детей с ОНР после обучения.
Сравнительный график развития лексического строя речи детей контрольной группы с детьми экспериментальной группы
Рис.
- красный - уровень развития лексического строя детей контрольной группы;
- синий - уровень развития лексики детей с ОНР до начала обучения;
- желтый - уровень развития лексики у детей с ОНР после обучения.
Таблица 6. Сравнительные показатели сформированности лексики детей экспериментальной группы до и после обучения
Уровни выполнения заданий |
Виды экспериментальных заданий | |||||||
Уровень сформированности навыков (в %) | ||||||||
Пассивный словарь |
Активный словарь |
Семантическая структура лексическая системность |
Словообразование | |||||
До |
После |
До |
После |
До |
После |
До |
После | |
Высокий |
13,3 |
26,5 |
6,6 |
11,8 |
20 |
31,2 |
3,3 |
8,7 |
Средний |
53,4 |
73,5 |
53,4 |
88 |
47,6 |
68,8 |
46,7 |
71,3 |
Низкий |
33,3 |
- |
40 |
- |
33,3 |
- |
40 |
- |
Физиологические данные по функциональной асимметрии полушарий
При оценке размеров и площадей полей правого и левого полушарий было установлено, что общая площадь нижней лобной извилины у правшей слева больше, чем справа. В нижнетеменных областях коры слева увеличены размеры коры в глубине борозд. Островковая область слева больше, чем справа. Рядом авторов пок ...
Система обучения лепке из соленого теста
Урок - основная форма обучения, в процессе которой ученики усваивают ЗУН, необходимые для создания изделий из соленого теста. Система обучения лепке из соленого теста представляет собой определенную последовательность этапов деятельности педагога и детей при создании изделия на уроке: 1. Создание у ...
Анализ опыта создания экологического пространства в ДОУ
Практическая работа осуществлялась нами на базе ДОУ №22. Рассмотрим, какое экологическое пространство создано в данном дошкольном учреждении для ознакомления детей с природой Забайкальского края. Ознакомление детей с природой Родного края в детском саду требует постоянного непосредственного общения ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.