Образование » Выявление специфических трудностей в овладении лексическим строем речи у детей с общим речевым недоразвитием » Формирование навыков словообразования у дошкольников с ОНР

Формирование навыков словообразования у дошкольников с ОНР

Страница 4

По полученным результатам можно увидеть, что дети экспериментальной группы успешно справились с заданиями.

Положительная тенденция наблюдалась у детей с ОНР при выполнении всех видов заданий. Особенно заметным это было при выполнении заданий на расширении словаря.

Анализируя результаты проведенного коррекционного обучения, нами было отмечено, что детей с «низким» уровнем выполнения заданий в экспериментальной группе не оказалось.

Весь процесс коррекционного обучения имел четкую коммуникативную направленность. Усвоенные элементы языковой системы включались в непосредственное общение. Мы стремились к тому, чтобы научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных и новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности.

Исследования показали, что уровень сформированности навыков общения детей повысился. В исследуемой группе уже не было детей, которые отказались бы от выполнения заданий.

Таким образом, под воздействием коррекционного обучения у дошкольников с ОНР происходят положительные изменения в развитии речевой деятельности и овладении знаками языка.

Это свидетельствует о том, что использованная нами методика коррекционного обучения достаточно эффективна при формировании лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Анализ специальной литературы по проблеме исследования показал, что процесс овладения родным языком по разделу лексика определен, как один из актуальных в методике коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитие речи.

Процесс усвоения ребенком лексики очень важный. При общем недоразвитии речи формирование словообразования происходит с трудом, чем овладение словарем.

В процессе формирования лексики, осуществляется выделение (первоначально — на практическом, неосознанном уровне) морфем и соотнесение их с лексическим или грамматическим значением.

На основе этого возникают языковые обобщения: морфологические и

синтаксические.

Только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно моделирует собственные речевые высказывания.

При определении программы изучения состояния лексики и анализе полученных результатов, мы основывались на данных соответствующей психологической, психолингвистической, логопедической и специальной педагогической литературы.

Наиболее полно вопросы формирования лексических компонентов речи у детей с ОНР дошкольного возраста освещены в работах Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Т.Б.Филичевой и многих других.

Исследования этих авторов позволили получить общее представление о теоретических и практических аспектах проблемы формирования лексики детей с ОНР старшего дошкольного возраста, об общих методических подходах по содержанию коррекционно-логопедической работы соответствующего раздела.

Изучение и анализ специальной литературы по проблеме исследования помогли нам в составлении программы констатирующего экспериментального исследования, а также при определении содержания коррекционно-логопедической работы.

Выявление особенностей детей с ОНР III уровня речевого развития и полученные данные по констатирующим исследованиям учитывались нами при проведении коррекционного обучения.

При сравнении экспериментальное исследование показало, что у дошкольников с ОНР уровень выполнения заданий значительно ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием.

По завершению обучающего эксперимента было проведено контрольное констатирующее исследование. Данные контрольного исследования показали наличие положительной динамики в формировании у детей с ОНР лексики.

Сравнительные данные результатов экспериментального обучения, направленного на формирование лексики детей экспериментальной группы до и после обучения, отражены в таблице 6.

Особенно хорошо это видно при выполнении детьми заданий на расширение объема словаря, а также по навыкам словообразования.

Из таблицы 6 видно, что после проведенного обучения детей с «низким» уровнем выполнения заданий не осталось.

Анализ результатов показал, что у детей стал значительно выше показатель сформированности навыков словообразования.

При надлежащим педагогическом воздействии дети с ОНР значительно повышают свою коммуникативную активность, значительно снижается число речевых ошибок: при согласовании существительных с глаголами; согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже, словообразовании и так далее.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Понятие близорукость, виды и особенности проявления
Близорукость - нарушение зрения, при котором рассматриваемые предметы хорошо видны только на близком расстоянии. У новорожденных глаза, как правило, дальнозоркие. По мере роста ребенка размер его глазного яблока увеличивается и к 9—12 годам глаз приобретает строго сферическую форму. Однако иногда г ...

Возрастные и индивидуальные особенности ученика
То, что каждому возрасту соответствует свой уровень физического психического и социального развития, общеизвестно и не требует особых доказательств. Для учителя важно знать эти особенности. А главное уметь их учитывать и целенаправленно использовать для максимального раскрытия возможностей и всесто ...

Методологические основы методики обучения истории
Вопрос о научном статусе методики обучения истории, равно как и методик других учебных предметов, был в центре активных педагогических дискуссий в 50–80-е гг. прошлого века. Тогда её относили к числу и исторических (А.И.Стражев), и педагогических (П.В.Гора, С.А.Ежова и др.) дисциплин. В современном ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru