Проблемное обучение является одним из видов развивающего обучения. Методы развивающего обучения направлены на развитие творческой личности: лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что- то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. В методическое пособие включены некоторые проблемные вопросы, творческие и домашние задания, которые могут быть использованы при применении проблемного обучения на уроках биологии.
Важным компонентом эмоционально-ценностного отношения школьников к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса является познавательный интерес. Основной способ формирования познавательного интереса и развития творческого мышления у школьников – это использование на уроках идей проблемного обучения биологии.
Учителю биологии важно понимать, что развитие умений у школьников не должно приводить только к их автоматизации, то есть превращению в навыки. Если все умения будут «переведены» в навыки, то в практической и интеллектуальной деятельности не останется места творчеству. Значительная часть знаний усваивается не в ходе пассивного восприятия их в готовом виде, а как продукт самостоятельного творческого поиска, сопровождающего процесс «штурмования» проблемы. Как правило, поиск ответов на проблемные вопросы и решение творческих задач вызывает у учащихся ярко выраженный познавательный интерес и разнообразные положительные эмоции.
Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов-задач - пути активизации обучения на уроках биологии, которые помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, и чётко выявляются мотивы познавательной деятельности. При реализации проблемной ситуации у ученика, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия. В методическое пособие включены некоторые проблемные вопросы, творческие и домашние задания, которые могут быть использованы при применении проблемного обучения на уроках биологии.
Кружок "Комнатные растения"
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Сроки |
1. |
Организационное занятие: обсуждение плана работы. |
Сентябрь |
2. |
Профилактический осмотр комнатных растений. |
Сентябрь |
3. |
Ознакомление с видами земляной смеси. |
Сентябрь |
4. |
Уход за комнатными растениями. Десять золотых правил. |
Сентябрь |
5. |
Изучение частей цветка. |
Октябрь |
6. |
Неотложная помощь комнатным растениям. |
Октябрь |
7. |
Определение вредителей и борьба с ними. |
Октябрь |
8. |
Знаешь ли ты комнатные растения (игра). |
Октябрь |
9. |
Трудности, возникающие при выращивании растений. |
Ноябрь |
10. |
Размножение растений. |
Ноябрь |
11. |
Практическое занятие. |
Ноябрь |
12. |
Внешний вид растений. |
Декабрь |
13. |
Температурный и световой режим. |
Декабрь |
14. |
Особенности полива растений. |
Декабрь |
15. |
Путешествие по стране Агрос. |
Декабрь |
16. |
Минеральное питание. |
Январь |
17. |
Паспортизация растений кабинета биологии. |
Январь |
18. |
Практическое занятие. |
Январь |
19. |
Как правильно выбрать растение. |
1Февраль |
20. |
Покупка и транспортировка домой. |
Февраль |
21. |
Содержание растений дома. |
Февраль |
22. |
Практическое занятие. Пересадка комнатных растений. |
Февраль |
23. |
Расположение комнатных растений. |
Март |
24. |
Путешествие в мир комнатных растений (игра). |
Март |
25. |
Классификация. Декоративно лестные комнатные растения. |
Март |
26. |
Практическое занятие. |
Март |
27. |
Практическое занятие. |
Апрель |
28. |
Декоративно цветущие комнатные растения. |
Апрель |
29. |
Комнатные бонсаи. |
Апрель |
30. |
Комнатные луковичные растения. |
Апрель |
31. |
Кактусы. |
Май |
32. |
Пальмы. |
Май |
33. |
Размещение растений в помещениях школы. |
Май |
34. |
Летние задания. |
Май |
Сущность танцевальной деятельности в педагогическом аспекте
Исследования танца как вида творческой деятельности человека проведены нами с помощью метода системной классификации категорий и понятий, разработанного Е.Д. Гражданниковым. Этот метод позволил научно обосновать теоретическую модель танца с определением структуры танца и выделением следующих поняти ...
Работа по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста
со стёртой дизартрией
Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так, как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение (Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чирки ...
Коррекция программы по трудовому обучению
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач: - воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе); - сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие са ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.