Образование » Использование элементов проблемного обучения на уроках биологии » Методические рекомендации по организации и проведению кружка "Комнатные растения" посредством проблемного обучения

Методические рекомендации по организации и проведению кружка "Комнатные растения" посредством проблемного обучения

Страница 3

2.Они производят орг. в-ва 2.″Где″ они это делают?

из неорганических;

3.Органическое вещество-

сахар; неорганические – СО2 и Н2О

4.Используют солнечную энергию;

5.В них протекает процесс фотосинтеза.

Далее ставлю ряд вопросов, которые подводят к ответу на первый вопрос, беседа идет с опорой на полученные ранее знания.

-Что такое фотосинтез? это образование сахара из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии

- Что происходит с веществами СО2 и Н2О? они превращаются в сахар

- То есть они изменяются? да

- Как мы называем такие превращения? химическими реакциями/

- Какие условия нужны, чтобы эти вещества превратились в сахар? солнечный свет

- Итак, химические реакции фотосинтеза – это сложные химические превращения. Участвуют в этих превращениях много веществ.

На следующем этапе урока организую самостоятельную работу по учебнику с целью исследования вопроса о веществах, участвующих в процессе фотосинтеза. В результате учащиеся делают вывод: фотосинтез - это последовательность химических реакций, которые походят с участием хлорофилла и молекул-инструментов ферментов.

Решение второй части проблемы может быть организовано с помощью метода сравнения.

1.Клетка имеет: ядро, «где» именно в клетке

цитоплазму, мембрану, протекают химические

рибосомы, митохондрии реакции фотосинтеза?

2.Их функции в клетке;

3. Так устроена клетка гриба.

Рассматривая клетку гриба, учащиеся выдвигают гипотезу, что растительной клетке есть еще какая - то структура, где протекал бы фотосинтез, так как на рибосомах идет образование белка, митохондрии вырабатывают энергию, а ядро хранит ДНК. Правильность этой гипотезы учащиеся проверяют по учебнику. Они узнают, что такими структурами являются хлоропласты и они присущи только клеткам растений, это является отличительной особенностью растений. Урок приобрел эмоциональную окраску, наиболее эффективным оказался побуждающий диалог, при котором учитель стимулирует учеников к творческим действиям по осознанию и формулированию проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. Проблемные вопросы оказались в пределах зоны ближайшего развития учащихся. У них имелись достаточные знания, чтобы «включиться» в новую для них проблему.

Подводящий к теме диалог имеет меньший развивающий эффект, поэтому может быть использован при изучении трудных тем. Например, тема «Размножение бактерий» рассматривает такие понятия, как ″наследственность″, ″изменчивость″, ″копирование ДНК″. Постановка посильных вопросов пошагово ведут к формулировании темы урока: можно ли с помощью изменения образа жизни, рациона, занятий спортом изменить внешность человека, его привычки, потребности в пище и в сне? Как вы думаете, будут ли дети человека, изменившего внешность, иметь эти признаки? Будут ли потомки совсем не похожи на родителей? Как мы называем эти признаки и как они передаются от родителей к детям? О чем мы будем говорить?

Сообщение темы с мотивирующим приемом – один наиболее простых методов постановки учебной проблемы. Прием ″яркое пятно″ заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве ″яркого пятна″ могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, демонстрации непонятных явлений или наглядности.

При изучении темы «Грибы» можно продемонстрировать плесневый гриб огромных размеров, выращенный на питательном субстрате на макаронах или картофеле.

При изучении темы «Крокодилы. Черепахи» 7-й класс можно заинтриговать детей таким фактом: «Эти животные за последние 200 млн. лет почти не изменились. Они фантастически живучи. Некоторые виды до 5 лет могут прожить без пищи. До 10 часов остаются живыми в атмосфере, начисто лишенной кислорода. А долголетие? Могут жить до 150 лет. Одно такое создание может преспокойно протащить на спине 4-5 человек. Догадались о ком речь?» Очень большой интерес и вместе с тем мотивацию обучения вызывает постановка модельных опытов. В 8-м классе при изучении темы «Состав и строение костей», чтобы доказать, что трубка прочнее стержня той же массы, вовсе не обязательно испытывать на излом кости, проще это сделать на одинаковых листах бумаги. Для демонстрации механизма вдоха и выдоха можно использовать модель, в которой на стеклянную воронку грудная клетка надевается резиновый шарик изображающий диафрагму, внутрь помещается другой резиновый шарик, демонстрирующий легкое и вставляется стеклянная трубочка трахея. Для того, чтобы показать вдох, дно диафрагмы оттягивается вниз и шарик, изображающий легкое, раздувается. Таким образом, создается проблемная ситуация: возникает потребность объяснить, на каких законах работает модель, и как эти законы проявляются в условиях живого организма.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru