Образование » Использование элементов проблемного обучения на уроках биологии » Методические рекомендации по организации и проведению кружка "Комнатные растения" посредством проблемного обучения

Методические рекомендации по организации и проведению кружка "Комнатные растения" посредством проблемного обучения

Страница 2

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения новых образовательных технологий. Цель работы: обосновать концептуальные основы, особенности содержания и методику проблемного обучения, а также выявить практическое применение и реализацию основных методов.

Технология проблемного обучения была разработана и получила развитие благодаря трудам крупных отечественных дидактов таких, как И.Я. Лернер, М.М. Махмутов, В. Оконь, А.М. Матюшкина. Они полагают, что основной задачей проблемного обучения является не развивать школьников, а помогать им развиваться самим.

В современной школе существуют две образовательные парадигмы - формирующая и развивающая. Мы в своей работе опираемся на развивающую, которую часто обозначают так же как ″вариативную″, ″ гуманистическую″ или ″личностно - ориентированную″ программу.

В основе развивающего обучения лежат следующие принципы: креативный принцип, принцип развития, принцип психологической комфортности, принцип обучения деятельности, принцип опоры на предшествующее развитие. Проблемное обучение является одним из видов развивающего обучения, мы в своей работе стараемся применять эти принципы. Методы развивающего обучения направлены на развитие творческой личности: лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что- то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.

Чтобы эффективно организовать проблемный урок, считает Н.М. Зверева, учитель должен обладать некоторыми педагогическими умениями, он должен уметь поставить проблему так, чтобы она была ученикам понятна, чтобы она возбудила у ученика желание в ней разобраться. Проблема должна быть такой, чтобы ее решение опиралось на известные ученикам знания, способы мышления и методы решения.

В ходе обучения именно учитель создает ситуацию затруднения. Психологи утверждают, что интерес новизны возникает там, где новое может вступить в связь с прошлым опытом. Именно это может обеспечить ″включенность″ ученика в проблему, иными словами, пробудить у него потребность думать над проблемой. Создать у него особое состояние называемое проблемной ситуацией.

На основе многолетних отечественных исследований в проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) разработана технология проблемно-диалогического обучения, в котором важным педагогическим умением является умение поставить проблему. Рассмотрим несколько примеров постановки учебной проблемы, используемые в моей практической деятельности. Существуют три основных метода постановки проблемы:

1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог;

2. Подводящий к теме диалог;

3. Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Программа «Школа-2100» предъявляет определенные требования и к выбору методов обучения, и к логике построения курса. Практически каждая тема содержит проблемные вопросы. Обычно они помещаются перед изучаемой темой и заключают в себе одну из главных мыслей в содержании темы. Для успешного проведения урока нужно основательно продумать его конструкцию и составить диалоги, которые подведут к проблеме. В большинстве случаев вызвать «интерес новизны» помогает нехитрый прием. Расчерчиваю доску на 2 части: слева пишу «мы уже знаем», а справа – «мы пока не знаем». На левой половине фиксирую те знания, которыми обладают ученики, на второй половине записываю те понятия или те вопросы, которые надо изучить или «открыть».

Тема в 6 классе «Растения – автотрофы»

Мы уже знаем Мы ПОКА не знаем

1.Растения- автотрофы; 1. «Как» они это делают?

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Понятие и особенности коммуникативной сферы студентов
История развития представлений о личности первоначально была связана с попытками определения ее на основе различных конструктов. В периоды интенсивного развития основных психологических теорий (конец XIX - начало XX вв.) определение сущности личности очень сильно варьировалось: от иерархии склоннос ...

Внеклассная работа - как средство повышения интереса к учебе
Задача обучения и воспитания учащихся решается не только в рамках урока. Яркая и увлекательная по форме и разнообразия по содержанию внеклассная работа прививает интерес к предмету, повышает качество знаний учащихся. При организации нужно учесть давно оправдавший себя принцип создания взаимодополня ...

Активизация деятельности учащихся на уроке с учетом возрастных особенностей
Из совокупности обязательных уроков в младших, средних и старших классах (два урока еженедельно) складывается основа системы учебно-воспитательной работы по предмету «Физическая культура». Урочная форма занятий является также основной на факультативном курсе по этому предмету для учащихся VII-Х кла ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru