Образование » Разработка методических рекомендаций для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики » Психолого-педагогические основы развития познавательной деятельности младших школьников

Психолого-педагогические основы развития познавательной деятельности младших школьников

Страница 4

Отличительная особенность наглядно-образного мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нём непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности, и без него совершаться не может.

Особенность наглядно-действенного мышления заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.

Перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определённой логикой.

Становление мышления в младшем школьном возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне. Эта возможность существенно повышается в связи с усвоением новых способов умственных действий. Младший школьный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, наглядно-схематическое и логическое.

Необходимо отметить, что в младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие познавательной активности: непосредственная впечатлительность ребёнка снижается, в то же время он становится наиболее активным в поиске новой информации.

В современной педагогике обучение характеризуется как вид познавательной деятельности человека, который протекает на основе общих законов познания человеком окружающего мира.

Ученик в школе на каждом уроке в любом классе изучает общественно-исторический опыт человечества, познает окружающий мир. У него формируются умения и навыки, связанные с учебной деятельностью. Его мозг отражает изучаемые объекты действительности.

Познавательная деятельность является одним из видов воспитывающей деятельности. Её цель – формирование отношения к познанию, науке, книге, учению. Можно без преувеличения сказать, что познавательная деятельность открывает ребёнку окно в мир знаний, мир книг, мир удивительных открытий.

Познавательная деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышления. В ней развиваются мыслительные способности детей, расширяется круг знаний. Поэтому наша задача – увлечь всех детей познавательной деятельностью, наполнив её интересным содержанием.

Познавательная деятельность выполняет в воспитании важную роль. Она способствует развитию потребности в книге, в чтении, так как увлечённость детей данной деятельностью заставляет их искать дополнительную информацию в справочниках, энциклопедиях, научно-популярных изданиях. Немаловажно также и то, что в познавательной деятельности формируется понимание ценности знания, отношение к знанию как к ценности, значимое для общества и для отдельной личности.

Поскольку содержанием познавательной деятельности являются научные знания, в ней закладываются основы мировоззрения ребёнка, его отношение к реальному миру. И, наконец, в процессе познавательной деятельности происходит формирование духовной культуры, так как в знаниях о мире сконцентрирован опыт человечества, который и становится объектом освоения для ребёнка.

Активизация учения – это мобилизация интеллектуальных, нравственных и волевых сил учащихся для решения учебно-познавательных задач, выдвигаемых учителем. Познавательная активность – характеристика деятельности учащихся, активизация познавательной деятельности – характеристика целенаправленной деятельности учащихся в процессе обучения.

Таким образом, концепция активности, характеризующая сущность процесса обучения, получает отражение в системе активных, познавательных действий учащихся.

Стимулирование познавательной активности школьников в процессе обучения требует от учителя как умения воздействовать на их эмоционально- психологическую сферу, так и соответствующую организацию их учебной деятельности.

А теперь обратим внимание на активизацию учащихся. Активизация учащихся при обучении – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Страницы: 1 2 3 4 

Похожие публикации:

Сенсорные эталоны как средство формирования экологических представлений дошкольников
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст н ...

Ознакомление со свойствами обрабатываемых материалов
На занятиях в мастерских учащиеся обрабатывают металлы, древесину и отчасти пластмассы. Знакомя учащихся с материалами и их свойствами, необходимо, прежде всего, показать их место и значение в различных отраслях народного хозяйства. Иногда у учащихся под влиянием научно-популярной литературы создае ...

Проявления функциональной доминантности полушарий
При рождении человека каждое из двух полушарий имеет потенциал контролировать большинство, а возможно, и все виды функций организма. Однако полушария вскоре начинают «специализироваться»: у большинства людей – тех, кто пишет правой рукой, – левое полушарие отвечает за речь, логическую обработку инф ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru