Образование » Разработка методических рекомендаций для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики » Психолого-педагогические основы развития познавательной деятельности младших школьников

Психолого-педагогические основы развития познавательной деятельности младших школьников

Страница 2

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация.

Основные виды деятельности детей – игра, учение, труд. По направленности выделяются следующие виды деятельности: познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, гедоническая (направленная на получение удовольствия).

Важнейшей для младшего школьного возраста является познавательная деятельность.

Рівнобедрений трикутник: Познавательная деятельностьвнимание

Память мышление

Рис.1.1. Познавательная деятельность

В педагогике существует такое определение познавательной деятельности – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Познавательная деятельность включает в себя такие психические процессы личности как внимание, память и мышление.

Внимание – процесс осознанного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой. Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением, объёмом.

Рис. 1.2. Свойства внимания

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить своё внимание с одного объекта на другой, причём такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.

Распределение внимания состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

Объём внимания – это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Поскольку экспериментальное определение объёма внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объёмом кратковременной памяти.

Назовем факторы, способствующие привлечению внимания:

- интенсивность;

- новизна;

- контрастность;

- ритмические;

- движение;

Существует несколько различных классификаций видов внимания.

Классификация по признаку произвольности является наиболее традиционной.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определённого времени сосредотачивать на чём-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя своё внимание на удовлетворение другого.

В младшем школьном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. При этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие это повышение, постоянно изменяются.

Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определённых предметах.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени хранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Выявление уровня агрессивности у дошкольников
Наше экспериментальное исследование проходило с целью изучения влияния работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада на уровень их агрессивности. Исследование проводилось в три этапа: На этапе констатирующего эксперимента опре ...

История становления педагогики в России
Педагогика есть важнейшая составная часть всей российской системы образования, ее одно из ключевых звеньев, которое во многом, если не решающей степени, определяет качество и перспективы ее развития. Как относительно самостоятельная подсистема, педагогическое образование трактуется в двух смыслах – ...

Психолого-педагогические основы экологического образования детей дошкольного возраста
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru